На бирже грузоперевозок ATI.SU появилась информация о снижении спроса и цен на внутренние автомобильные грузоперевозки в первом квартале 2025 года. Ставки снизилась на 12,1% в годовом выражении, а основное снижение пришлось на последние три месяца 2024 года (13% по сравнению с концом года).
Ситуация, по мнению участников рынка, связана с перенасыщением транспортом, вызванным неоправданными ожиданиями роста. Перевозчики массово закупили технику в лизинг на невыгодных условиях, поэтому теперь работают в убыток, чтобы не столкнуться с простоем. Индикатор ATrucks понизился до минус 77 пунктов в феврале, а это ниже даже уровня пандемии 2020 года. Теперь наблюдаются признаки восстановления.
По данным ATI.SU, спрос на грузоперевозки внутри страны упал на 1% в годовом исчислении и на 14% по сравнению с последним кварталом, что связано с сезонным спадом после ажиотажа на новогодние праздники.
Святослав Вильде – основатель ATI.SU пояснил, что с учетом инфляции стоимость грузоперевозок снизилась примерно на 25% в реальном выражении. Перевозчики, которые получили на пике роста тарифов сверхприбыли, закупили технику в лизинг на невыгодных условиях, а это стало причиной убытков. Даже снижение ставок не покрывает себестоимость. Есть аналитические выводы в пользу того, что рост грузоперевозок в предыдущие годы был связан с активным развитием маркетплейсов и наращиванием числа доставок, а не с тем, что возросли объемы перевозимых грузов.