При перевозке грузов между разными странами происходит воздействие многих факторов, обуславливающих замедление и даже остановку транспортировки. Рассмотрим суть основных рисков и определим, какими могут быть действия перевозчика при задержках поставок в связи с логистическими проблемами.
Перемещение грузов через таможню требует проведения многих процедур, которые занимают время. Прогнозировать длительность операций, как и определять возможные причины задержек при этом довольно сложно. Вместе с тем, можно выделить ряд факторов, которые способны усложнить или замедлить таможенные процедуры:
Непредоставление (предоставление в неполном перечне либо с ошибками) документов таможенному органу.
Довольно типичны ошибки при отражении в документации:
Важно! В 2025 году классификаторы для заполнения таможенных документов, утвержденные решением Комиссии ЕЭК от 20.09.2010 № 378, пополнятся новыми положениями (решения от 10.12.2024 № 139, от 23.04.2024 № 42, от 22.08.2023 № 124, от 28.08.2023 № 132). При подготовке документации необходимо руководствоваться актуальной нормативной базой.
Отсутствие маркировки (или нанесение некачественной).
Речь может идти как о транспортной маркировке — облегчающей учетные процедуры при перемещении груза, так и об обязательной по закону (например, при импорте продукции по Распоряжению Правительства России от 28.04.2018 № 792-р — лекарств, молока, одежды). Во многих случаях нужна маркировка, предусмотренная требованиями ЕАЭС. В ее отсутствие таможня вправе запретить выпуск товара (определение ВС РФ от 01.11.2022 № 307-ЭС22-11503).
Проведение специальных (дополнительных) проверок в отношении отдельных категорий товаров.
Так, решением Комиссии ТС от 28.05.2010 № 299 утвержден единый перечень продукции, которая подлежит государственному санитарно-эпидемиологическому надзору при ввозе на таможенные территории ЕАЭС. Примеры таких товаров — средства дезинфекции, потенциально опасные вещества, некоторые виды табачной продукции.
Введение ограничительных (санкционных) мер со стороны иностранных государств.
Это необязательно недружественные страны — бывает, что вполне надежный, регулярный партнер вводит неожиданный запрет на торговлю товаром. Частая на то причина — выявление несоответствий продукции внутренним санитарно-гигиеническим требованиям.
Уменьшить вероятность воздействия указанных факторов перевозчик грузов может за счет:
Своевременного привлечения квалифицированных специалистов (консультантов, юристов, экспертов по международному праву, логистике) в целях:
Выработки алгоритмов реагирования на незапланированные задержки при таможенном оформлении.
Зная, как действовать в той или иной ситуации, представители перевозчика или его партнеры смогут решить проблемный вопрос с минимальными издержками — как для самой компании, так и для ее клиентов.
Вопросу международных санкций сейчас следует уделить особое внимание.
В периоды обострения геополитических противоречий многие страны используют торгово-экономические санкции в качестве главного аргумента против оппонентов на международной арене. Введение соответствующих ограничений может происходить в форме:
Инициаторы указанных ограничений далеко не во всех случаях склонны заранее информировать партнеров о своих намерениях. Введение санкций часто происходит совершенно внезапно, и всем участникам торгово-экономических отношений (в том числе, грузоперевозчикам) следует это учитывать.
Как подготовиться к влиянию санкционного фактора:
Существуют факторы технологической природы, которые могут обусловить, что груз задержится в пути.
Проблемы в рассматриваемой области могут возникать по причине:
Снизить риски, связанные с транспортными задержками, можно за счет:
Важно учитывать косвенные факторы риска — например, связанные с климатом. Транспортировка в условиях сильных морозов или обильных осадков даже при идеальном техническом состоянии машин будет по определению сложной.
Бывает и так, что даже самый внимательный просмотр прогноза погоды (как и тщательная техническая подготовка к перевозке) окажутся бесполезными в силу форс-мажора. Транспортной компании нужно быть готовой и к таким ситуациям.
Примеры форс-мажора:
Осуществить прогнозирование форс-мажора сложно. Но можно отработать механизмы реагирования на ситуацию. Прежде всего, обеспечивающие:
В свою очередь, даже полное отсутствие рисков форс-мажора, высокое качество подготовки техники и политическая стабильность не всегда приводят к ожидаемым результатам в части обеспечения необходимой скорости транспортировки товаров. Частая причина, обуславливающая, почему задерживается груз — неэффективность использования ресурсов перевозчиком и его контрагентами.
Обусловлена она может быть:
Например, из-за недостатка квалификации сотрудники могут допускать некачественное (не соответствующее стандартам) упаковывание груза. Как следствие, его транспортировка:
Чтобы избежать влияния указанных факторов, нужно:
Важно использовать измеримые показатели эффективности работы. При их несоответствии целевым значениям — оперативно устранять факторы, обуславливающие замедление процессов.
Компания «Тёббе» — международный логистический оператор, использующий современные и высокоэффективные технические решения при организации грузоперевозок по маршрутам любой сложности. Большой опыт и высокая квалификация наших специалистов обеспечат оперативное и безопасное перемещение товаров при минимизации рисков, способных обусловить затруднения при реализации логистических схем.