tobbe
ru en
Tobbe
/ Отправка запроса на услуги
/ Задержки грузов в международной логистике: как подготовиться?

Задержки грузов в международной логистике: как подготовиться?

При перевозке грузов между разными странами происходит воздействие многих факторов, обуславливающих замедление и даже остановку транспортировки. Рассмотрим суть основных рисков и определим, какими могут быть действия перевозчика при задержках поставок в связи с логистическими проблемами.

Очередь грузовиков на таможенном посту

Задержки на таможне

Перемещение грузов через таможню требует проведения многих процедур, которые занимают время. Прогнозировать длительность операций, как и определять возможные причины задержек при этом довольно сложно. Вместе с тем, можно выделить ряд факторов, которые способны усложнить или замедлить таможенные процедуры:

  1. Непредоставление (предоставление в неполном перечне либо с ошибками) документов таможенному органу.

    Довольно типичны ошибки при отражении в документации:

    • кодов перевозимых грузов;
    • характеристик товаров.

    Важно! В 2025 году классификаторы для заполнения таможенных документов, утвержденные решением Комиссии ЕЭК от 20.09.2010 № 378, пополнятся новыми положениями (решения от 10.12.2024 № 139, от 23.04.2024 № 42, от 22.08.2023 № 124, от 28.08.2023 № 132). При подготовке документации необходимо руководствоваться актуальной нормативной базой.

  2. Отсутствие маркировки (или нанесение некачественной).

    Речь может идти как о транспортной маркировке — облегчающей учетные процедуры при перемещении груза, так и об обязательной по закону (например, при импорте продукции по Распоряжению Правительства России от 28.04.2018 № 792-р — лекарств, молока, одежды). Во многих случаях нужна маркировка, предусмотренная требованиями ЕАЭС. В ее отсутствие таможня вправе запретить выпуск товара (определение ВС РФ от 01.11.2022 № 307-ЭС22-11503).

  3. Проведение специальных (дополнительных) проверок в отношении отдельных категорий товаров.

    Так, решением Комиссии ТС от 28.05.2010 № 299 утвержден единый перечень продукции, которая подлежит государственному санитарно-эпидемиологическому надзору при ввозе на таможенные территории ЕАЭС. Примеры таких товаров — средства дезинфекции, потенциально опасные вещества, некоторые виды табачной продукции.

  4. Введение ограничительных (санкционных) мер со стороны иностранных государств.

    Это необязательно недружественные страны — бывает, что вполне надежный, регулярный партнер вводит неожиданный запрет на торговлю товаром. Частая на то причина — выявление несоответствий продукции внутренним санитарно-гигиеническим требованиям.

Уменьшить вероятность воздействия указанных факторов перевозчик грузов может за счет:

  1. Своевременного привлечения квалифицированных специалистов (консультантов, юристов, экспертов по международному праву, логистике) в целях:

    • проверки документации для таможни (ее соответствия нормативной базе);
    • анализа таможенных требований иностранных государств (и принятия решений по целесообразности транспортировки продукции с учетом выявленных ограничений).
  2. Выработки алгоритмов реагирования на незапланированные задержки при таможенном оформлении.

    Зная, как действовать в той или иной ситуации, представители перевозчика или его партнеры смогут решить проблемный вопрос с минимальными издержками — как для самой компании, так и для ее клиентов.

Вопросу международных санкций сейчас следует уделить особое внимание.

Санкционные риски — актуальный фактор современной торговли

В периоды обострения геополитических противоречий многие страны используют торгово-экономические санкции в качестве главного аргумента против оппонентов на международной арене. Введение соответствующих ограничений может происходить в форме:

  • прямого запрета на ввоз, вывоз товара;
  • установления чрезмерно высоких пошлин (обуславливающих невыгодность реализации товара в том или ином сегменте);
  • ужесточения требований к процедурам расчетов за поставки.

Инициаторы указанных ограничений далеко не во всех случаях склонны заранее информировать партнеров о своих намерениях. Введение санкций часто происходит совершенно внезапно, и всем участникам торгово-экономических отношений (в том числе, грузоперевозчикам) следует это учитывать.

Как подготовиться к влиянию санкционного фактора:

  • регулярно отслеживать политические изменения в проблемных регионах, изучать законодательство стран-участниц международной торговли;
  • прорабатывать альтернативные маршруты сбыта, закупки и транспортировки товаров — на случай, если отдельные каналы попадут под санкции;
  • формировать финансовые резервы на случай экстренного перестраивания маршрутов движения товара (или смены механизмов расчетов между сторонами).

Существуют факторы технологической природы, которые могут обусловить, что груз задержится в пути.

Сложности с техникой

Проблемы в рассматриваемой области могут возникать по причине:

  1. Поломок, технических неисправностей ТС и иных типов машин и устройств, обеспечивающих перемещение грузов (например, средств связи, спутниковой навигации, обработки данных).
  2. Недостаточной вместимости (или малого количества) средств размещения грузов (контейнеров, вагонов, фургонов) — при том, что их традиционные поставщики могут испытывать сложности с производством (доставкой) требуемых объемов оборудования.

Снизить риски, связанные с транспортными задержками, можно за счет:

  • страхования груза (на случай повреждения при поломке ТС, утраты потребительских свойств при вынужденном простое);
  • взаимодействия с надежными партнерами, которые своевременно обновляют, обслуживают и ремонтируют технику.

Важно учитывать косвенные факторы риска — например, связанные с климатом. Транспортировка в условиях сильных морозов или обильных осадков даже при идеальном техническом состоянии машин будет по определению сложной.

Бывает и так, что даже самый внимательный просмотр прогноза погоды (как и тщательная техническая подготовка к перевозке) окажутся бесполезными в силу форс-мажора. Транспортной компании нужно быть готовой и к таким ситуациям.

Форс-мажорные ситуации

Примеры форс-мажора:

  1. Резкое ухудшение погодных условий — сопровождающееся ураганным ветром, сверхнормативными осадками, резкими перепадами температур.
  2. Ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки — при эпидемиях, появлении новых инфекций (что может сопровождаться закрытием границ, остановкой многих производств, критически значимых для международной логистики).
  3. Противоправные действия (диверсии), приводящие к рискам замедления и даже остановки торгово-экономических отношений в рамках проблемного региона.

Осуществить прогнозирование форс-мажора сложно. Но можно отработать механизмы реагирования на ситуацию. Прежде всего, обеспечивающие:

  • срочную эвакуацию людей и используемой техники из опасных районов;
  • выработку альтернативных маршрутов движения товаров;
  • выполнение новых требований национального и международного законодательства, появившихся в связи с кризисной обстановкой.

В свою очередь, даже полное отсутствие рисков форс-мажора, высокое качество подготовки техники и политическая стабильность не всегда приводят к ожидаемым результатам в части обеспечения необходимой скорости транспортировки товаров. Частая причина, обуславливающая, почему задерживается груз — неэффективность использования ресурсов перевозчиком и его контрагентами.

Неэффективность управления логистикой

Обусловлена она может быть:

  • отсутствием общепринятого плана действий (отражающего роль каждого участника);
  • использованием несовместимых технических решений разными участниками;
  • информационной закрытостью отдельных участников (обусловленная как техническими, так и организационными факторами);
  • низким уровнем квалификации сотрудников на отдельных участках — приводящим к недостаточно эффективному или неправильному проведению производственных операций.

Например, из-за недостатка квалификации сотрудники могут допускать некачественное (не соответствующее стандартам) упаковывание груза. Как следствие, его транспортировка:

  • потребует задействования большей площади внутри ТС;
  • может сопровождаться рисками опрокидывания, деформации груза;
  • будет осложнена на стадиях приема-передачи груза (либо его промежуточного размещения).

Чтобы избежать влияния указанных факторов, нужно:

  • своевременно внедрять новые технологические решения (и стимулировать контрагентов делать то же самое) — например, обеспечивающие отслеживание транспортировки в режиме реального времени;
  • внедрять корпоративные регламенты, обеспечивающие информационную открытость, оперативность обмена данными с партнерами;
  • повышать уровень подготовки сотрудников (либо обеспечивать передачу трудовых функций на качественный аутсорсинг).

Важно использовать измеримые показатели эффективности работы. При их несоответствии целевым значениям — оперативно устранять факторы, обуславливающие замедление процессов.

Кто поможет минимизировать риски?

Компания «Тёббе» — международный логистический оператор, использующий современные и высокоэффективные технические решения при организации грузоперевозок по маршрутам любой сложности. Большой опыт и высокая квалификация наших специалистов обеспечат оперативное и безопасное перемещение товаров при минимизации рисков, способных обусловить затруднения при реализации логистических схем.

Связаться с нами Все контакты