При выполнении международных грузоперевозок по странам Европе водители и транспортные компании должны соблюдать специальный режим труда и отдыха, установленный Регламентом Европейского Парламента и Совета Евросоюза 561/06 от 15 марта 2006 года.
В соответствии с данным документом в ЕС действуют целый ряд ограничения, обязательных для соблюдения всеми водителями - дальнобойщиками:
Норма | Количество водителей в машине | ||||
1 | >2 | ||||
Max время непрерывного нахождения за рулем | 4,5 ч. | 4,5 ч. | 4,5 ч. | ||
Min время перерыва на отдых | 45 мин. | Перерыв может быть разделен на несколько интервалов по 15 мин каждый. | 45 мин. | ||
Max время управления ТС в сутки | 9 ч. | Не более 10 часов 2 дня в неделю | Более 9 ч. | ||
Max время управления ТС за неделю | 56 ч. | Не более 90 часов в течение 2-х недель | 56 ч. | ||
Min время отдыха в сутки | 11 ч. | Не менее 9 ч. 3 дня в неделю, по 12 часов в два интервала | Не менее 9 ч. на каждого водителя | ||
Min время отдыха за неделю | 45 ч. | Не менее 24 ч. | 45 ч. |
Таким образом, в соответствии с Регламентом 561/06, режим труда и отдыха, действующий в отношении водителя, заступающего в рейс для выполнения международной доставки груза, должен отвечать нескольким основным требованиям:
Если в рейс отправляется два водителя, то:
При составлении графика работы водителей особое внимание следует уделять перерывам на отдых. После каждый 4,5 часов за рулем водитель должен глушить машину и отдыхать, как минимум на 45 минут. Также допускается разделение указанного времени на два интервала, первый - не менее 15 минут, второй - от 30 минут. Но подобное деление возможно лишь в том случае, если это не несет угрозу другим водителям на дороге.
От физического и психологического состояния водителя зависит безопасность на трассе. Именно поэтому очень важно, чтобы за руль грузовых авто садились исключительно хорошо отдохнувшие и выспавшиеся люди, способные сконцентрироваться на дорожной ситуации. В сутки водитель должен отдыхать не менее 11 часов. При этом, трижды за неделю время отдыха может быть сокращено на два часа (до 9 часов). Если в силу различных обстоятельств непрерывный отдых все же приходится прервать, то следующий интервал автоматически увеличиваться до 12 часов. Но, если график или особенности движения по маршруту не позволяют отдыхать на протяжении 12 часов, допускается разделить их на два интервала: первый - 3 часа, второй - 9 часов.
Несколько иная ситуация с периодами отдыха складывается в рейсе, если автомобилем управляют по очереди два водителя. В этом случае за один рабочий интервал принимается временной период в 30 часов, за которые каждый водитель должен отдохнуть, как минимум 9 часов.
Водителям также положен обязательный отдых в течение рабочей недели. Его продолжительность равняется 45 часам. Работодатель должен предусмотреть возможность такого отдыха после шести рабочих суток. При этом, если водитель находился в рейсе две недели, то в следующий рейс он может отправиться только после того, как использует все положенное ему время отдыха - 45*2 = 90 часов. Как вариант, выходные могут равняться 45 часам, но в этом случае оставшиеся 45 часов должны быть компенсированы предоставлением дополнительного времени отдыха - например, следующие выходные увеличиваются на сутки, а оставшиеся 21 часа предоставляются путем прибавления к очередному еженедельному отдыху или последовательного увеличения на несколько часов ежедневного 9-го отдыха.
Согласно п.8 ст.8 ЕСТР, по согласию водителя не возражает, ежедневный отдых выходные за пределами места жительства могут проходить на транспортном средства, оборудованном специальными приспособления для сна. Но в последние несколько лет отдельные страны Евросоюза (например, Бельгия и Франция) пытаются более детально толковать указанную норму и вводят штрафы за ее нарушения.
Так с 2014 года в Бельгии начал действовать Королевский указ, который запрещает рассматривать еженедельный отдых водителя в кабине ТС в качестве нормального. И если шофер все же проводит положенный ему по закону еженедельный отдых в машине, то он рискует получить за это штраф в размере 1800 Евро. О введении аналогичных мер сегодня активно говорят в Сенате Франции.