tobbe
ru en
Tobbe
/ Отправка запроса на услуги
/ Особенности перевозки трансформаторов и трансформаторных подстанций

Особенности перевозки трансформаторов и трансформаторных подстанций

Организуя перевозку трансформаторов и подстанций, нужно следовать требованиям многих регулирующих нормативов, а также учитывать характеристики перевозимых грузов. Порядок транспортировки оборудования соответствующего типа имеет много особенностей. Рассмотрим их далее.

Трансформаторная подстанция

Перевозка трансформаторов: требования и ограничения

Трансформаторное оборудование бывает разных типов. Распространены подстанции, состоящие из одного, двух трансформаторов, а также комплектные ТП. Масса и габариты подстанций зависят от конструктивных особенностей, материала изготовления корпуса. К числу наиболее легких (и менее габаритных) устройств можно отнести металлические ТП, а также блочные комплектные подстанции из сэндвич-панелей. Для их транспортировки обычно не нужно каких-либо специальных разрешений (достаточно наличия технической сопроводительной документации).

В свою очередь, блочные ТП в железобетонном корпусе имеют большой вес и габариты. Их транспортировка, как правило, осуществляется с учетом требований и ограничений, установленных законодательно.

При перевозке трансформаторов — отдельно либо вместе с иными составляющими подстанций, а также комплектных подстанций, необходимо учитывать нормативные положения:

1. Правил дорожного движения, введенных в действие постановлением Правительства России от 23.10.1993 № 1090.

В соответствии с ними:

  • масса груза и распределение тяжести по осям не должны быть больше величин, определенных заводом-изготовителем автомобиля (п. 23.1 Правил);
  • водитель обязан обеспечить безопасное размещение, фиксацию и положение груза (п. 23.2);
  • груз не должен мешать водителю видеть дорогу, управлять машиной (п. 23.3);
  • груз не должен оказывать негативного воздействия на окружающую среду.

Если не получается выполнить указанные нормативные требования, то перевозку необходимо прекратить.

В случае, если груз превышает габариты автомобиля (спереди, сзади) на 1 метр и более, а по бокам — на 0,4 метра и более, то его необходимо обозначить специальным знаком «Крупногабаритное ТС» (щиток величиной 40 на 40 см с красными и белыми полосами шириной 5 см). А ночью или при недостаточной видимости — дополнить фонарем либо световозвращателем (спереди — белым, сзади — красным), как следует из п. 23.4 Правил и п. 7 Положения по допуску ТС к эксплуатации).

Важнейшее требование ПДД: движение тяжеловесных машин с массой или нагрузкой на ось (вместе с грузом или без него), которые более, чем на 2% превышают допустимые значения, требует согласования с должностными лицами (п. 15 Правил).

2. Закона «Об автомобильных дорогах» от 08.11.2007 № 257-ФЗ.

Данный нормативный акт выделяет:

  • тяжеловесное ТС — автомобиль, имеющий вместе с грузом (или без него) массу или нагрузку на ось в значениях более допустимых, что определены Правительством;
  • крупногабаритное ТС — автомобиль, имеющий вместе с грузом (или без него) габариты, превышающие те, что определены Правительством.

По общему правилу, запрещается движение автомобилей с массой или нагрузкой на ось, которые превышают более, чем на 10% допустимые значения (подп. 2 п. 1 ст. 29 Закона № 257-ФЗ). Вместе с тем, такое движение возможно при наличии специального разрешения (п. 2 ст. 31 Закона).

3. Правил движения тяжеловесных и крупногабаритных ТС, что установлены постановлением Правительства России от 01.12.2023 № 2060.

Данным постановлением определены предельные габариты, значения массы и нагрузки на ось, а также порядок выдачи специальных разрешений, о которых сказано в Законе № 257-ФЗ.

Так, например, установлены допустимые значения в части габаритов (Приложение № 1 к Правилам):

  • по длине — 12 метров для одиночных ТС, прицепов, 20 метров — для автопоездов (а также 2 метра выступа груза за заднюю часть любого ТС);
  • по ширине — 2, 6 метров для всех ТС;
  • по высоте — 4 метра для всех машин.

4. Приказа Минтранса России от 31.10.2023 № 361.

Он устанавливает большое количество требований, которые необходимо учитывать при практической организации движения тяжеловесных и крупногабаритных машин. В частности, приказ детально регламентирует использование машин сопровождения при транспортировке грузов.

Положениями ст. 12.21.1 КоАП РФ установлены крупные штрафы за невыполнение указанных требований законодательства (в отдельных случаях — до 400 тыс. рублей). Административное наказание предусмотрено в том числе за указание некорректных сведений о массе и габаритах груза в сопроводительных документах и накладной.

Чтобы последовательно выполнить требования, определенные указанными нормативами, и избежать штрафов, автоперевозчику необходимо выполнить следующие основные процедуры:

  • оформить документацию на груз;
  • выбрать подходящий автомобиль и погрузочные средства;
  • произвести погрузку и фиксацию груза с учетом его особенностей;
  • соблюсти требуемый порядок сопровождения груза.

Рассмотрим данные этапы подробнее — применительно к специфике перевозки трансформаторов и подстанций.

Как оформить документы на груз

Рассматриваемый этап организации перевозки включает:

  1. Составление договора на основании заявки — с указанием параметров груза, цены транспортировки, продолжительности движения ТС по маршруту (и погрузочно-разгрузочных работ).
  2. Оформление транспортной накладной на основании договора (в общем случае — грузоотправителем, если стороны не договорились о другом).
  3. Оформление специального разрешения — в порядке, определенном Разделом 3 постановления № 2060 (которое чаще всего требуется при транспортировке габаритных железобетонных ТП).

В установленном порядке составляются финансовые и товаросопроводительные документы в целях ведения бухгалтерского и налогового учета. Оформляются страховые полисы (по страхованию груза, гражданской ответственности перевозчика). С учетом технических возможностей сторон задействуются системы электронного документооборота.

Выбор транспортного средства

Следующая задача — правильный выбор автомобиля для перевозки трансформатора. Особенность данного типа груза в том, что:

  1. Трансформаторы (подстанции, щитовое оборудование) могут иметь различные выступающие части (ручки, измерительную аппаратуру, подставки, панели) — которые фактически образуют границы габаритов груза.
  2. В одних случаях трансформаторные устройства требуют вертикального размещения внутри грузового автомобиля, в других — горизонтального. 
    Кроме того, могут различаться условия размещения в отсеке, которые определяют способ погрузки (сверху, сзади, сбоку).

    Порядок организации погрузки следует заранее согласовывать с грузоперевозчиком. Если этого не сделать, то есть риск, что поданный автомобиль будет не рассчитан под требуемый вариант работы с грузом, и ТС придется заменять на другое — из-за чего стоимость контракта на перевозку вырастет.
  3. Масса трансформатора, как правило, составляет не менее 1 тонны (в отдельных случаях может превышать 1,5-2 тонны).

Соответственно, необходимо будет задействовать погрузочные механизмы достаточной мощности (и предупредить об этом поставщика услуг, чтобы он обеспечил возможность использования такого оборудования — в том числе, в пунктах временного груза).

Размещение груза

При решении данной задачи нужно учитывать, что:

1. При транспортировке груза на значительное расстояние можно осуществить его дополнительное упаковывание в твердую оболочку — чтобы снизить риски внешнего воздействия (как и предотвратить незаконный доступ к грузу).

2. При погрузке неразборных устройств (например, комплектных трансформаторных подстанций) необходимо учесть рекомендации завода-производителя устройства.

Это позволит фиксировать крепежные элементы (ремни, цепи) на тех частях трансформатора, которые достаточно прочны, и при этом обеспечивают надежное крепление. Чаще всего оптимальный вариант — фиксация груза за нижнюю часть. Если это невозможно, то нужно узнать у производителя, безопасно ли производить фиксацию удерживающих элементов в верхней области корпуса.

Существуют разные типы компоновок, а также типоразмеров трансформаторных подстанций — которые необходимо учитывать при выполнении погрузочных и разгрузочных процедур. Информация от поставщиков, касающаяся оптимизации компоновки оборудования — значимый фактор определения схемы его размещения в грузовом отсеке, а также установления конечной стоимости услуг по транспортировке.

3. Транспортировка тяжеловесных грузов (например, подстанций с железобетонными стенками, о которых сказано выше) может потребовать также сопутствующей перевозки дополнительного оборудования.

Например, в случае с комплектными ТП предусматривается использование подземных объемных приямков, которые нужны для прокладки кабелей (или размещения маслоприемников, если их применение предусмотрено типом трансформатора). Необходимость перевозки таких элементов влияет на общую стоимость контракта на перевозку (и требует дополнительного пространства в грузовых отсеках).

Как сопровождать груз при транспортировке?

В целях обеспечения безопасности движения крупногабаритного или тяжеловесного ТС необходимо использовать автомобили прикрытия в количестве (п. 11 Требований по приказу Минтранса № 361):

  • одного ТС сзади и одного спереди — при ширине грузового автомобиля до 4,5 метров, длине — до 40 метров;
  • одного ТС сзади и двух спереди — при аналогичной ширине и длине свыше 40 метров, а также при ширине 4,5-5 метров.

Если ширина грузовика превышает 5 метров, то количество машин прикрытия определяется проектом организации движения автомобилей (оформляемым в порядке, определенном п. 21 Требований).

В соответствии с приложением № 1 к Требованиям, крупногабаритные ТС обозначаются знаками и сигналами. Окраска автомобилей прикрытия должна соответствовать схемам, приведенным в приложении № 2 с учетом положений, приведенных в п. 13 Требований (желтые и оранжевые полосы на поверхности кузова ТС). На боковых поверхностях или в задней части кузова располагаются сведения об организации, которая эксплуатирует автомобиль прикрытия (п. 14 Требований).

На крыше автомобиля прикрытия должны быть желтые или оранжевые проблесковые маячки (п. 15 Требований). Также машина оборудуется светоотражателем, содержащим табло:

  • при ширине сопровождаемого автомобиля более 3,5 метра - «Большая ширина»;
  • если длина грузовика превышает 25 метров (при ширине не более 3,5 метров) - «Большая длина»;

А при длине грузовика более 25 метров и ширине более 3,5 на машине сопровождения размещаются оба типа табло.

Резюме

Перевозка трансформаторов и подстанций может производиться по разным схемам с учетом характеристик конкретного типа груза, его веса и габаритов. К числу наименее требовательных к условиям перевозки можно отнести легкие устройства из сэндвич-панелей. Намного сложнее организуется перевозка комплектных железобетонных подстанций — когда требуется учитывать положения сразу нескольких нормативов.

На практике перевозка трансформаторов и сопутствующего оборудования может потребовать регулярного оформления разрешительных документов, следования предписаниям по использованию машин сопровождения, а также оснащения разных типов ТС информационным и световым оборудованием. Решение данных задач следует доверить опытному поставщику транспортных услуг, который сможет выполнить законодательные предписания и обеспечить безопасную перевозку груза.

Связаться с нами Все контакты