Организуя перевозку трансформаторов и подстанций, нужно следовать требованиям многих регулирующих нормативов, а также учитывать характеристики перевозимых грузов. Порядок транспортировки оборудования соответствующего типа имеет много особенностей. Рассмотрим их далее.
Перевозка трансформаторов: требования и ограничения
Трансформаторное оборудование бывает разных типов. Распространены подстанции, состоящие из одного, двух трансформаторов, а также комплектные ТП. Масса и габариты подстанций зависят от конструктивных особенностей, материала изготовления корпуса. К числу наиболее легких (и менее габаритных) устройств можно отнести металлические ТП, а также блочные комплектные подстанции из сэндвич-панелей. Для их транспортировки обычно не нужно каких-либо специальных разрешений (достаточно наличия технической сопроводительной документации).
В свою очередь, блочные ТП в железобетонном корпусе имеют большой вес и габариты. Их транспортировка, как правило, осуществляется с учетом требований и ограничений, установленных законодательно.
При перевозке трансформаторов — отдельно либо вместе с иными составляющими подстанций, а также комплектных подстанций, необходимо учитывать нормативные положения:
1. Правил дорожного движения, введенных в действие постановлением Правительства России от 23.10.1993 № 1090.
В соответствии с ними:
Если не получается выполнить указанные нормативные требования, то перевозку необходимо прекратить.
В случае, если груз превышает габариты автомобиля (спереди, сзади) на 1 метр и более, а по бокам — на 0,4 метра и более, то его необходимо обозначить специальным знаком «Крупногабаритное ТС» (щиток величиной 40 на 40 см с красными и белыми полосами шириной 5 см). А ночью или при недостаточной видимости — дополнить фонарем либо световозвращателем (спереди — белым, сзади — красным), как следует из п. 23.4 Правил и п. 7 Положения по допуску ТС к эксплуатации).
Важнейшее требование ПДД: движение тяжеловесных машин с массой или нагрузкой на ось (вместе с грузом или без него), которые более, чем на 2% превышают допустимые значения, требует согласования с должностными лицами (п. 15 Правил).
2. Закона «Об автомобильных дорогах» от 08.11.2007 № 257-ФЗ.
Данный нормативный акт выделяет:
По общему правилу, запрещается движение автомобилей с массой или нагрузкой на ось, которые превышают более, чем на 10% допустимые значения (подп. 2 п. 1 ст. 29 Закона № 257-ФЗ). Вместе с тем, такое движение возможно при наличии специального разрешения (п. 2 ст. 31 Закона).
3. Правил движения тяжеловесных и крупногабаритных ТС, что установлены постановлением Правительства России от 01.12.2023 № 2060.
Данным постановлением определены предельные габариты, значения массы и нагрузки на ось, а также порядок выдачи специальных разрешений, о которых сказано в Законе № 257-ФЗ.
Так, например, установлены допустимые значения в части габаритов (Приложение № 1 к Правилам):
4. Приказа Минтранса России от 31.10.2023 № 361.
Он устанавливает большое количество требований, которые необходимо учитывать при практической организации движения тяжеловесных и крупногабаритных машин. В частности, приказ детально регламентирует использование машин сопровождения при транспортировке грузов.
Положениями ст. 12.21.1 КоАП РФ установлены крупные штрафы за невыполнение указанных требований законодательства (в отдельных случаях — до 400 тыс. рублей). Административное наказание предусмотрено в том числе за указание некорректных сведений о массе и габаритах груза в сопроводительных документах и накладной.
Чтобы последовательно выполнить требования, определенные указанными нормативами, и избежать штрафов, автоперевозчику необходимо выполнить следующие основные процедуры:
Рассмотрим данные этапы подробнее — применительно к специфике перевозки трансформаторов и подстанций.
Рассматриваемый этап организации перевозки включает:
В установленном порядке составляются финансовые и товаросопроводительные документы в целях ведения бухгалтерского и налогового учета. Оформляются страховые полисы (по страхованию груза, гражданской ответственности перевозчика). С учетом технических возможностей сторон задействуются системы электронного документооборота.
Следующая задача — правильный выбор автомобиля для перевозки трансформатора. Особенность данного типа груза в том, что:
Порядок организации погрузки следует заранее согласовывать с грузоперевозчиком. Если этого не сделать, то есть риск, что поданный автомобиль будет не рассчитан под требуемый вариант работы с грузом, и ТС придется заменять на другое — из-за чего стоимость контракта на перевозку вырастет.
Соответственно, необходимо будет задействовать погрузочные механизмы достаточной мощности (и предупредить об этом поставщика услуг, чтобы он обеспечил возможность использования такого оборудования — в том числе, в пунктах временного груза).
При решении данной задачи нужно учитывать, что:
1. При транспортировке груза на значительное расстояние можно осуществить его дополнительное упаковывание в твердую оболочку — чтобы снизить риски внешнего воздействия (как и предотвратить незаконный доступ к грузу).
2. При погрузке неразборных устройств (например, комплектных трансформаторных подстанций) необходимо учесть рекомендации завода-производителя устройства.
Это позволит фиксировать крепежные элементы (ремни, цепи) на тех частях трансформатора, которые достаточно прочны, и при этом обеспечивают надежное крепление. Чаще всего оптимальный вариант — фиксация груза за нижнюю часть. Если это невозможно, то нужно узнать у производителя, безопасно ли производить фиксацию удерживающих элементов в верхней области корпуса.
Существуют разные типы компоновок, а также типоразмеров трансформаторных подстанций — которые необходимо учитывать при выполнении погрузочных и разгрузочных процедур. Информация от поставщиков, касающаяся оптимизации компоновки оборудования — значимый фактор определения схемы его размещения в грузовом отсеке, а также установления конечной стоимости услуг по транспортировке.
3. Транспортировка тяжеловесных грузов (например, подстанций с железобетонными стенками, о которых сказано выше) может потребовать также сопутствующей перевозки дополнительного оборудования.
Например, в случае с комплектными ТП предусматривается использование подземных объемных приямков, которые нужны для прокладки кабелей (или размещения маслоприемников, если их применение предусмотрено типом трансформатора). Необходимость перевозки таких элементов влияет на общую стоимость контракта на перевозку (и требует дополнительного пространства в грузовых отсеках).
Как сопровождать груз при транспортировке?
В целях обеспечения безопасности движения крупногабаритного или тяжеловесного ТС необходимо использовать автомобили прикрытия в количестве (п. 11 Требований по приказу Минтранса № 361):
Если ширина грузовика превышает 5 метров, то количество машин прикрытия определяется проектом организации движения автомобилей (оформляемым в порядке, определенном п. 21 Требований).
В соответствии с приложением № 1 к Требованиям, крупногабаритные ТС обозначаются знаками и сигналами. Окраска автомобилей прикрытия должна соответствовать схемам, приведенным в приложении № 2 с учетом положений, приведенных в п. 13 Требований (желтые и оранжевые полосы на поверхности кузова ТС). На боковых поверхностях или в задней части кузова располагаются сведения об организации, которая эксплуатирует автомобиль прикрытия (п. 14 Требований).
На крыше автомобиля прикрытия должны быть желтые или оранжевые проблесковые маячки (п. 15 Требований). Также машина оборудуется светоотражателем, содержащим табло:
А при длине грузовика более 25 метров и ширине более 3,5 на машине сопровождения размещаются оба типа табло.
Перевозка трансформаторов и подстанций может производиться по разным схемам с учетом характеристик конкретного типа груза, его веса и габаритов. К числу наименее требовательных к условиям перевозки можно отнести легкие устройства из сэндвич-панелей. Намного сложнее организуется перевозка комплектных железобетонных подстанций — когда требуется учитывать положения сразу нескольких нормативов.
На практике перевозка трансформаторов и сопутствующего оборудования может потребовать регулярного оформления разрешительных документов, следования предписаниям по использованию машин сопровождения, а также оснащения разных типов ТС информационным и световым оборудованием. Решение данных задач следует доверить опытному поставщику транспортных услуг, который сможет выполнить законодательные предписания и обеспечить безопасную перевозку груза.