tobbe
ru en
Tobbe
/ Отправка запроса на услуги
/ Особенности перевозки негабаритных грузов железной дорогой

Особенности перевозки негабаритных грузов железной дорогой

Негабаритные грузы могут перевозиться по железным дорогам с минимальными издержками и притом достаточно быстро. Но в отношении таких перевозок действуют строгие нормативы и отраслевые стандарты. Следование им — обязательное условие эффективного использования железнодорожных путей при транспортировке грузов.

Особенности перевозки негабаритных грузов железной дорогой

Перевозки негабаритных грузов по железной дороге: общие принципы

Перевозиться по железной дороге могут разные типы «негабарита»:

  • промышленное оборудование;
  • турбинные установки;
  • электростанции и их модули;
  • автомобильная, строительная, сельскохозяйственная техника;
  • жилые, производственные сооружения и их части.

Стоит отметить, что более 80% российских грузов перевозится именно по железным дорогам — больше, чем суммарно автомобильным, воздушным или водным транспортом. Этому способствует высокий уровень развития инфраструктуры железных дорог в России, а также их протяженность.

Следует учитывать, что в сфере железнодорожных перевозок действует большое количество регулирующих нормативов. Изучим те, которые напрямую относятся к транспортировке «негабарита».

Перевозка негабаритных грузов по железной дороге: нормативная база

Главный нормативный акт в рассматриваемом сегменте: Инструкция ДЧ-1835 (утверждена Протоколом СЖТ СНГ от 19.10.2001 № 30). Применяется в России, других странах СНГ, в Латвии, Литве и Эстонии. Инструкция регламентирует железнодорожные перевозки «негабарита» и тяжеловесных грузов.

На Инструкцию ДЧ-1835 приведены ссылки во многих регулирующих нормативах:

  • Правилах перевозки грузов, порожних вагонов (приказ Минтранса России от 27.07.2020 № 256);
  • Правилах перевозки грузов в контейнерах по железной дороге (приказ Минтранса от 18.12.2019 № 405);
  • Порядке оформления условий перевозок (распоряжение ОАО «РЖД» от 02.11.2020 № 2395/р).

Некоторые нормативы фактически ссылаются на положения Инструкции. Например, Правила исчисления сроков доставки по железной дороге (приказ Минтранса от 07.08.2015 № 245) привязывают данные сроки к степеням негабаритности грузов (которые также определяются по Инструкции ДЧ-1835). 

Ознакомимся с ключевыми положениями основополагающего норматива — Инструкции ДЧ-1835, подробнее.

Ключевые нормативы: инструкция ДЧ-1835

В первую очередь внимание можно уделить положениям, которые определяют:

1. Критерии отнесения груза к «негабариту».

Как следует из документа, груз (вместе с упаковкой и креплением) считается негабаритным, если он при расположении на подвижном составе, находящемся горизонтально без наклона к рельсам, превышает размеры основного габарита погрузки.

Габарит погрузки — максимальное поперечное (перпендикулярное направлению рельс) очертание, в рамках которого размещается груз, не выходя за внешние пределы.

Соответственно, если груз является «негабаритом», то факт указанного превышения может обусловить риски возникновения опасности при транспортировке.

2. Понятие габарита подвижного состава.

Таковым признается максимальное поперечное (перпендикулярно направлению рельс) очертание, в котором помещается подвижной состав (порожний либо нагруженный).

3. Зоны негабаритности — устанавливаемые исходя из высоты относительно головок рельс, на которой груз превышает габариты погрузки.

Таких зон три. Может определяться негабаритность:

1) нижняя, которая находится:

  • на высоте 480 — 1229 мм при дистанции от оси рельс в интервале между 1626 и 1760 мм;
  • на высоте 1230 — 1399 мм при дистанции между 1626 и 2240 мм.

2) боковая (высота 1400 — 4000 мм);

3) верхняя (высота 4001 — 5300 мм).

Также существует условная (комбинированная) зона, объединяющая признаки как боковой, так и верхней негабаритности. Данная зона находится на высоте от головок между 4001 и 4625 мм на дистанции от оси рельс между 1625 мм и пределом зоны негабаритности.

Важный нюанс: негабаритность груза определяется не только исходя из его размеров на прямых рельсах, но также и с учетом проезда состава по кривым участкам. И в случае, если на кривых груз выводится на значение больше геометрических выносов вагона в соответствующих кривых, то может устанавливаться расчетная габаритность исходя из факта проезда кривых. 

Данная негабаритность устанавливается в отношении грузов, являющихся:

  • длинномерными при опоре на один вагон — в случае, если отношение длины груза к показателю по базе состава превышает 1,41;
  • транспортируемыми на сцепах грузовых платформ при опоре на два вагона;
  • транспортируемыми на вагонах, имеющих базу от 17 метров.

Расчетная характеристика должна определяются по методике, отраженной в Приложении 2 к Инструкции.

4. Понятие сверхнегабаритного груза — которым считается груз с размерами в погруженном положении больше максимального очертания зон негабаритности (так же, как и очертания основного габарита в рамках нижней зоны (менее 480 от уровня головки) и в верхней (более 5300 от уровня)). 

Сверхнегабаритность, так же, как и обычная негабаритность, может определяться в нижней, боковой или верхней зонах. При этом, если высота груза превышает 5300 мм, то сверхнегабаритность именуется вертикальной.

Следует учитывать, что:

  • транспортировка сверхнегабаритных объектов (как и тех, что имеют 6 степень нижней и боковой негабаритности) производится с контрольной рамой;
  • такую транспортировку должен сопровождать работник с квалификацией уровня дорожного (мостового) мастера и выше.

Если потребуется, в указанном сопровождении участвуют сотрудники дорожных структур, не относящихся к дистанции пути (например, представляющие отделения связи либо электроснабжения).

Важно, чтобы рама, о которой сказано выше, обладала основным и дополнительным контурами. Если появится потребность в корректировке изначальных контуров (либо устройства новой рамы), то данные задачи решаются с привлечением сотрудников дистанции пути. Получатель груза (либо экспедитор) затем возмещает стоимость работ, выполненных данными специалистами.

5. Индекс негабаритности.

Данный показатель может обозначаться в транспортировочном документе:

  • в первом знаке — буквой Н (обозначает «негабаритность»);
  • во втором — цифрой от 1 до 6 (отражающей степень нижней негабаритности);
  • в третьем — также цифрой от 1 до 6 (негабаритность боковая);
  • в четвертом — цифрой 1-3 (верхняя);
  • в пятом — цифрой 8 (при вертикальной сверхнегабаритности).

Если в той или иной зоне нет негабаритности, то в знаке проставляется цифра 0. А если есть сверхнегабаритность, то в любой зоне она показывается цифрой 8.

Как организуется перевозка «негабарита» по железной дороге?

С учетом особенностей нормативного регулирования и сложившейся практики в сфере логистики, транспортировка негабаритного груза на подвижном составе производится по алгоритму, который включает следующие этапы:

  1. Изучение запроса грузоотправителя (его доверенного лица, иного заказчика) с последующим установлением возможности, вариантов и факторов транспортировки груза.
  2. Взаимодействие с представителями дорожных структур на предмет согласования технической документации (чертежей, схем размещения и фиксации грузов) по перевозке «негабарита».
  3. Взаимодействие с прочими участниками логистических схем, разработанных для организации перевозки груза (например, в части согласования документации с представителями зарубежных структур в сфере управления железными дорогами при международном сообщении).
  4. При необходимости — выполнение специальных процедур, направленных на обеспечение транспортировки грузов, по которым действуют отдельные строгие нормативные требования (например, сверхнегабаритных, а также перевозимых на транспортерах).

В состав документации, рассматриваемой и используемой на различных стадиях организации перевозки «негабарита», могут входить разные типы источников. Например, на этапе первичного согласования используются документы, отражающие габаритные и весовые показатели грузов (оборудования) или же чертежи различных объектов. Также изучается документация, позволяющая установить состав маршрута и рассчитать время перемещения груза по нему.

В отношении отдельных документов могут устанавливаться отраслевые требования. В частности, это касается эскиза объекта — который должен отражать изделие в трех проекциях. При этом, в документе в отношении центра тяжести показываются координаты. Также фиксируются переломные точки (исходя из высоты от нижней плоскости изделия, а также дистанции от вертикальной оси, что пересекается с центром тяжести). Эскиз может отображать объект с торцевой части либо в поперечном сечении.

Кроме того, в представлении сверху (или на главном обзоре) необходимо отображать дистанции по продольной оси между центром тяжести и выступающими элементами (показанными на всех типах проекций одними и теми же обозначениями), если груз:

  • длинномерный;
  • подлежит транспортировке на подвижном составе, имеющем базу, которая превышает 17 м.

Перевозки в рамках отдельной национальной юрисдикции могут потребовать следования стандартам, которые действуют в определенном государстве.

Компания «Тёббе», имея опыт организации железнодорожных перевозок по всему миру, обеспечит выстраивание оптимальных логистических схем при любой сложности маршрута.

На каждом этапе управления перевозками мы выполним требуемые процедуры. Наши услуги включают:

  • подбор подходящего типа подвижного состава — исходя из характеристик груза и состава маршрута;
  • обеспечение технических условий проведения погрузки и разгрузки в установленный срок;
  • решение юридических вопросов, связанных с оформлением грузов и контрактов на их транспортировку.

Наши специалисты осуществят необходимые действия в целях согласования перевозки, а также произведут качественное документальное сопровождение работы ответственных подразделений.

Связаться с нами Все контакты