На современном рынке логистических услуг все более востребованными становятся мультимодальные перевозки. Ознакомимся с их преимуществами, а также с порядком организации транспортировки грузов.
К мультимодальным относятся перевозки, при которых задействуется не менее двух разных видов транспорта. В различной последовательности могут сочетаться грузовые автомобили, поезда, авиация, морские и речные суда.
Организацией перевозки груза при этом занимается один и тот же логистический оператор (обеспечивающий последовательное использование разных видов ТС). Транспортировка производится по одному документу (например, коносаменту) от начала маршрута и до конца.
Важно: если несколько типов ТС используется разными логистическими операторами, то перевозка будет считаться не мультимодальной, а интермодальной.
Поставщик транспортных услуг, реализующий мультимодальную схему, несет единоличную ответственность за качество и результат перевозки — независимо от того, какие средства ТС используются (и какие подрядчики привлекаются). Главные задачи оператора:
Нахождение транспортных ресурсов под управлением единого поставщика позволяет избежать ненужных процедур согласования (оптимизации, корректировки) маршрутов и условий доставки груза. В свою очередь, благодаря мультимодальности, логистический оператор может на свое усмотрение выбирать подходящий вид транспорта — исходя из:
Благодаря упрощению процесса принятия решений и доступности разных транспортных ресурсов, обеспечивается сокращение времени перевозок. Также создаются условия для удешевления логистических услуг в рамках мультимодальной схемы.
Тип перевозок, о которых идет речь, востребован в современной логистике по разным причинам. Прежде всего — в силу того, что:
Расширяются и усложняются межрегиональные и международные транспортные маршруты.
Как следствие, участники рынка грузоперевозок стремятся к сокращению издержек на перемещение грузов. Увеличение скорости транспортировки, ее удешевление становятся критериями конкурентоспособности бизнеса.
Развиваются и совершенствуются стандарты и отраслевые правила, касающиеся обеспечения безопасности логистики.
Наличие минимального числа посредников в рамках мультимодальной схемы гарантирует прозрачность условий оказания услуг, расширяет возможности проведения мониторинга их качества со стороны заказчика и иных заинтересованных лиц.
Растут требования к уровню качества оказания логистических услуг, квалификации сотрудников компаний-поставщиков, а также производительности используемых технических решений.
Логистический оператор, располагающий средствами для организации мультимодальных перевозок, имеет все ресурсы для совершенствования технологической базы, ведения качественной кадровой политики и решения иных задач, которые обеспечивают улучшение сервиса.
Мультимодальный формат организации перевозок обеспечивает:
Благодаря возможности выбора средств транспортировки, а также наличию инструментов контроля над перемещением грузов и ТС, гарантируется бережное обращение с грузом, его размещение в оптимальных условиях на различных этапах доставки.
Выбор подходящих видов транспорта — важная составляющая реализации мультимодальной схемы.
Логистический оператор — с учетом состава маршрута, характеристик груза и иных факторов, может организовывать перевозку, комбинируя средства транспорта из числа нижеследующих типов:
Главное преимущество автомобильных перевозок — общедоступность. С помощью грузового ТС можно осуществлять принятие товара и его включение в логистическую схему (так же как и передачу товара) практически в любом населенном пункте или точке на местности. В установленном порядке товар доставляется на трансферный пункт, где перегружается на альтернативный тип транспорта (либо, наоборот — когда товар помещается в грузовик для доставки на пункт назначения или же на промежуточную точку).
Ключевое преимущество железнодорожного транспорта — экономичность. Но также его отличают:
В рамках железнодорожного сегмента возможна локальная мультимодальность — когда оператор комбинирует транспортировку на тепловозах и электровозах. Это позволяет оптимизировать затраты, а также обеспечить необходимую защиту логистической схемы от возможных перебоев в энергоснабжении.
По скорости доставки железнодорожный транспорт сопоставим с автомобильным, и совершенно незаменим в случаях, когда на территориях перемещения груза автодороги отсутствуют либо не соответствуют требованиям.
В большинстве случаев доставка морем или по реке предусматривает перегрузку товара на альтернативные виды транспорта. Поэтому, для логистического оператора важно обеспечить безопасный и своевременный трансфер — так, чтобы общая цепочка маршрута сохраняла целостность.
Главное преимущество водных средств транспорта — универсальность. С их помощью можно перевозить практически любые типы и объемы товаров. При выстраивании эффективной мультимодальной схемы обеспечивается рост оперативности их доставки.
Главный плюс авиаперевозок — высокая скорость (которая для заказчика может быть значимой, несмотря на увеличенную стоимость доставки). Кроме того, с помощью воздушного судна может быть обеспечена перевозка груза в местность, куда невозможно добраться ни одним из вышеперечисленных видов транспорта.
Мультимодальные перевозки могут быть габаритными (когда груз находится в пределах допустимых габаритов ТС с учетом креплений) и негабаритными (когда есть превышение соответствующих пределов). Рассмотрим подробнее специфику организации перевозок второго типа — которые являются значительно более сложными.
Мультимодальность — использование разных типов ТС. По каждому из них установлены особые критерии отнесения груза к негабаритным. Например:
В отношении автомобильного транспорта — действуют Правила по Постановлению Правительства России от 21.12.2020 № 2200.
В соответствии с п. 6 Правил крупногабаритное ТС — то, которое превышает предельно допустимые габариты автомобиля, установленные приложением № 1 к к Правилам:
При этом, груз может выступать за заднюю точку ТС не более, чем на 2 метра.
В отношении железнодорожного транспорта — единого федерального норматива нет, но могут применяться различные отраслевые соглашения (например, Инструкция по Приложению № 5 к Протоколу СЖТ СНГ от 19.10.2001 № 30).
Указанная инструкция предусматривает несколько зон негабаритности вагонов (нижнюю, боковую, верхнюю), и применение в отношении каждой из них нескольких степеней негабаритности перевозимых грузов. Так, боковую 1, 2 или 3 степень присваивают грузу по следующему принципу: если полуширина перевозимого груза на высоте 1,4-4 метра (в зоне боковой негабаритности) превышает полуширину груза на высоте 4,001-4,625 метра (в рамках зоны совместной боковой и верхней негабаритности) — то степень присваивается исходя из размера груза на высоте 1,4-4 метра.
Соответственно, главная сложность организации мультимодальных негабаритных перевозок — в необходимости учета разных типов нормативов, действующих в отношении отдельных разновидностей ТС. Но есть и иные особенности организации транспортировки. Рассмотрим их далее.
Основные процедуры, выполняемые оператором при реализации мультимодальной схемы:
Соответствующий документ должен отражать:
Важно корректно определить параметры перевозки, влияющие на цену контракта. В этих целях потребуются:
Чтобы сформировать конкурентоспособное предложение для заказчика, оператору необходимо:
Важно в необходимой степени детализировать состав оказываемых услуг в рамках мультимодальной схемы. Заказчику предоставляются данные, отражающие:
Если предложенные условия устраивают клиента, происходит подписание договора. Оператор получает предоплату в оговоренном размере.
Главная задача оператора (либо уполномоченных им подрядчиков) на данном этапе — проверить, соответствует ли груз тем параметрам, которые отражены в документах. При необходимости производится корректировка маршрута и типов ТС, которые требуется задействовать с учетом фактического состава и характеристик грузов.
В рамках данной процедуры осуществляется контроль над соблюдением сроков доставки товаров между различными пунктами. При прохождении таможни — дополнительный контроль на предмет выполнения установленных законодательных требований. В порядке, определенном договором, заказчик информируется об этапах перемещения груза.
Как правило, осуществляется его предварительное информирование — так, чтобы он смог необходимым образом подготовиться к приему груза. Об успешном завершении процедуры приемки товаров получателем также сообщается грузоотправителю.