tobbe
ru en
Tobbe
/ Отправка запроса на услуги
/ Мультимодальные перевозки — что это такое

Мультимодальные перевозки — что это такое

На современном рынке логистических услуг все более востребованными становятся мультимодальные перевозки. Ознакомимся с их преимуществами, а также с порядком организации транспортировки грузов.

Мультимодальные перевозки

Мультимодальные перевозки: определение и признаки

К мультимодальным относятся перевозки, при которых задействуется не менее двух разных видов транспорта. В различной последовательности могут сочетаться грузовые автомобили, поезда, авиация, морские и речные суда.

Организацией перевозки груза при этом занимается один и тот же логистический оператор (обеспечивающий последовательное использование разных видов ТС). Транспортировка производится по одному документу (например, коносаменту) от начала маршрута и до конца.

Важно: если несколько типов ТС используется разными логистическими операторами, то перевозка будет считаться не мультимодальной, а интермодальной.

Поставщик транспортных услуг, реализующий мультимодальную схему, несет единоличную ответственность за качество и результат перевозки — независимо от того, какие средства ТС используются (и какие подрядчики привлекаются). Главные задачи оператора:

  • разработка оптимального маршрута;
  • обеспечение готовности внутренних подразделений (или подрядчиков) к приему, перегрузке, перемещению груза с использованием подходящего средства транспорта на том или ином участке маршрута;
  • документальное сопровождение перевозки и реализация необходимых юридических процедур (оформление первичных документов, разрешений, страховых полисов, таможенных документов).

Нахождение транспортных ресурсов под управлением единого поставщика позволяет избежать ненужных процедур согласования (оптимизации, корректировки) маршрутов и условий доставки груза. В свою очередь, благодаря мультимодальности, логистический оператор может на свое усмотрение выбирать подходящий вид транспорта — исходя из:

  • особенностей груза;
  • доступных типов магистралей;
  • иных факторов, которые влияют на процесс перевозки.

Благодаря упрощению процесса принятия решений и доступности разных транспортных ресурсов, обеспечивается сокращение времени перевозок. Также создаются условия для удешевления логистических услуг в рамках мультимодальной схемы.

Почему мультимодальные перевозки востребованы?

Тип перевозок, о которых идет речь, востребован в современной логистике по разным причинам. Прежде всего — в силу того, что:

  1. Расширяются и усложняются межрегиональные и международные транспортные маршруты.

    Как следствие, участники рынка грузоперевозок стремятся к сокращению издержек на перемещение грузов. Увеличение скорости транспортировки, ее удешевление становятся критериями конкурентоспособности бизнеса.

  2. Развиваются и совершенствуются стандарты и отраслевые правила, касающиеся обеспечения безопасности логистики.

    Наличие минимального числа посредников в рамках мультимодальной схемы гарантирует прозрачность условий оказания услуг, расширяет возможности проведения мониторинга их качества со стороны заказчика и иных заинтересованных лиц.

  3. Растут требования к уровню качества оказания логистических услуг, квалификации сотрудников компаний-поставщиков, а также производительности используемых технических решений.

    Логистический оператор, располагающий средствами для организации мультимодальных перевозок, имеет все ресурсы для совершенствования технологической базы, ведения качественной кадровой политики и решения иных задач, которые обеспечивают улучшение сервиса.

Ключевые преимущества схемы

Мультимодальный формат организации перевозок обеспечивает:

  • безопасное, осуществляемое в строго установленный срок перемещение груза на любые расстояния (независимо от наличия или отсутствия прямого сообщения между пунктами отправки и приемки товара);
  • снижение себестоимости грузоперевозки в расчете на любые единицы (привязанные к массе груза, расстоянию транспортировки);
  • максимальное ускорение перевозки за счет комбинирования видов транспорта, обеспечивающих максимально быструю логистику по маршруту соответствующего типа — автомобильному, железнодорожному или иному.

Благодаря возможности выбора средств транспортировки, а также наличию инструментов контроля над перемещением грузов и ТС, гарантируется бережное обращение с грузом, его размещение в оптимальных условиях на различных этапах доставки.

Выбор подходящих видов транспорта — важная составляющая реализации мультимодальной схемы.

Специфика видов транспорта

Логистический оператор — с учетом состава маршрута, характеристик груза и иных факторов, может организовывать перевозку, комбинируя средства транспорта из числа нижеследующих типов:

1. Автомобили

Главное преимущество автомобильных перевозок — общедоступность. С помощью грузового ТС можно осуществлять принятие товара и его включение в логистическую схему (так же как и передачу товара) практически в любом населенном пункте или точке на местности. В установленном порядке товар доставляется на трансферный пункт, где перегружается на альтернативный тип транспорта (либо, наоборот — когда товар помещается в грузовик для доставки на пункт назначения или же на промежуточную точку).

2. Поезд

Ключевое преимущество железнодорожного транспорта — экономичность. Но также его отличают:

  • безопасность;
  • минимум издержек на сопровождение;
  • совместимость с любыми погодными условиями.

В рамках железнодорожного сегмента возможна локальная мультимодальность — когда оператор комбинирует транспортировку на тепловозах и электровозах. Это позволяет оптимизировать затраты, а также обеспечить необходимую защиту логистической схемы от возможных перебоев в энергоснабжении.

По скорости доставки железнодорожный транспорт сопоставим с автомобильным, и совершенно незаменим в случаях, когда на территориях перемещения груза автодороги отсутствуют либо не соответствуют требованиям.

3. Морские или речные суда

В большинстве случаев доставка морем или по реке предусматривает перегрузку товара на альтернативные виды транспорта. Поэтому, для логистического оператора важно обеспечить безопасный и своевременный трансфер — так, чтобы общая цепочка маршрута сохраняла целостность.

Главное преимущество водных средств транспорта — универсальность. С их помощью можно перевозить практически любые типы и объемы товаров. При выстраивании эффективной мультимодальной схемы обеспечивается рост оперативности их доставки.

4. Воздушные суда

Главный плюс авиаперевозок — высокая скорость (которая для заказчика может быть значимой, несмотря на увеличенную стоимость доставки). Кроме того, с помощью воздушного судна может быть обеспечена перевозка груза в местность, куда невозможно добраться ни одним из вышеперечисленных видов транспорта.

Мультимодальные перевозки могут быть габаритными (когда груз находится в пределах допустимых габаритов ТС с учетом креплений) и негабаритными (когда есть превышение соответствующих пределов). Рассмотрим подробнее специфику организации перевозок второго типа — которые являются значительно более сложными.

Особенности мультимодальных негабаритных перевозок

Мультимодальность — использование разных типов ТС. По каждому из них установлены особые критерии отнесения груза к негабаритным. Например:

  1. В отношении автомобильного транспорта — действуют Правила по Постановлению Правительства России от 21.12.2020 № 2200.

    В соответствии с п. 6 Правил крупногабаритное ТС — то, которое превышает предельно допустимые габариты автомобиля, установленные приложением № 1 к к Правилам:

    • одиночного ТС или прицепа — 12 метров;
    • автопоезда — 20 метров.

    При этом, груз может выступать за заднюю точку ТС не более, чем на 2 метра.

  2. В отношении железнодорожного транспорта — единого федерального норматива нет, но могут применяться различные отраслевые соглашения (например, Инструкция по Приложению № 5 к Протоколу СЖТ СНГ от 19.10.2001 № 30).

    Указанная инструкция предусматривает несколько зон негабаритности вагонов (нижнюю, боковую, верхнюю), и применение в отношении каждой из них нескольких степеней негабаритности перевозимых грузов. Так, боковую 1, 2 или 3 степень присваивают грузу по следующему принципу: если полуширина перевозимого груза на высоте 1,4-4 метра (в зоне боковой негабаритности) превышает полуширину груза на высоте 4,001-4,625 метра (в рамках зоны совместной боковой и верхней негабаритности) — то степень присваивается исходя из размера груза на высоте 1,4-4 метра.

Соответственно, главная сложность организации мультимодальных негабаритных перевозок — в необходимости учета разных типов нормативов, действующих в отношении отдельных разновидностей ТС. Но есть и иные особенности организации транспортировки. Рассмотрим их далее.

Этапы организации мультимодальной перевозки

Основные процедуры, выполняемые оператором при реализации мультимодальной схемы:

1. Подготовка контракта с заказчиком

Соответствующий документ должен отражать:

  • состав маршрута;
  • перечни типов транспорта, которые предполагается использовать;
  • специфику вовлечения подрядчиков (если они привлекаются) в процесс грузоперевозки.

Важно корректно определить параметры перевозки, влияющие на цену контракта. В этих целях потребуются:

  • установление перечней пунктов приемки, перегрузки, складирования, передачи груза получателю;
  • расчет стоимости страховки с учетом типа груза, используемых транспортных средств;
  • утверждение порядка прохождения таможенных пунктов.

Чтобы сформировать конкурентоспособное предложение для заказчика, оператору необходимо:

  • отразить в договоре (и прилагающихся к нему документах) критерии, обуславливающие минимизацию стоимости оказания услуг;
  • удостоверить готовность проведения безопасной транспортировки;
  • учесть индивидуальные предпочтения заказчика.

Важно в необходимой степени детализировать состав оказываемых услуг в рамках мультимодальной схемы. Заказчику предоставляются данные, отражающие:

  • специфику маршрута, используемых ТС;
  • сроки транспортировки;
  • особенности прохождения грузом специальных участков контроля (например, на таможне);
  • факторы, влияющие на стоимость услуг оператора.

Если предложенные условия устраивают клиента, происходит подписание договора. Оператор получает предоплату в оговоренном размере.

2. Прием груза

Главная задача оператора (либо уполномоченных им подрядчиков) на данном этапе — проверить, соответствует ли груз тем параметрам, которые отражены в документах. При необходимости производится корректировка маршрута и типов ТС, которые требуется задействовать с учетом фактического состава и характеристик грузов.

3. Транспортировка груза по маршруту

В рамках данной процедуры осуществляется контроль над соблюдением сроков доставки товаров между различными пунктами. При прохождении таможни — дополнительный контроль на предмет выполнения установленных законодательных требований. В порядке, определенном договором, заказчик информируется об этапах перемещения груза.

4. Передача товара получателю

Как правило, осуществляется его предварительное информирование — так, чтобы он смог необходимым образом подготовиться к приему груза. Об успешном завершении процедуры приемки товаров получателем также сообщается грузоотправителю.

Связаться с нами Все контакты