Современные транспортные предприятия обеспечивают не только оперативную, но и безопасную доставку грузов. Рассмотрим, какие есть способы снижения рисков при перевозке грузов на различных ее этапах.
Грузоперевозчик должен обеспечить:
Нужно, чтобы такие материалы соответствовали типу груза, его массе, габаритам. Важна их устойчивость к воздействию внешних факторов, которые характеризуют условия транспортировки — температуре, влажности воздуха. В необходимых случаях упаковка груза производится с учетом положений регулирующих нормативов (как, например, при работе с опасными грузами — в соответствии с ГОСТ 26319).
При решении указанных задач важно, прежде всего, рационально использовать доступное пространство — не допуская при этом рисков смещения, переворачивания, падения перевозимых предметов. Необходимо учитывать свойства вспомогательных приспособлений для размещения и фиксации грузов (поддонов, паллет, ремней) — в части их прочностных характеристик, устойчивости к внешним воздействиям среды.
При выявлении поврежденных, некачественных, некомплектных элементов важно иметь возможность оперативно заменить указанные средства на новые. В этих целях грузоперевозчик должен иметь собственные складские запасы. Либо — обладать возможностью быстро обратиться к надежному поставщику.
Данное условие, не считая его объективной значимости, является в том числе требованием, отраженным во многих регулирующих нормативах (например, требованиях безопасности при перевозке грузов по ДОПОГ). Игнорирование нормативных положений будет нарушением, которое образует финансовые риски для перевозчика — размеры штрафов велики.
Чтобы безопасно перевозить грузы — независимо от их типа, водителю нужно иметь навыки, связанные не только с вождением и знанием ПДД, но также и в части работы со многими видами документов — путевыми листами, накладными, ведомостями. Во многих случаях это может быть специальная документация (например, ветеринарные сертификаты), различные бланки строгой отчетности. Все чаще документы используются в электронном виде — важно уметь пользоваться программами и приложениями для обработки данных с учетом требований законодательства.
Водитель должен знать, как реагировать на нештатные ситуации во время транспортировки, правильно взаимодействовать с дорожной инспекцией и другими контролирующими органами. Таким образом, квалификационные требования к водителям грузовых ТС на практике могут составлять довольно обширный перечень. Перевозчик обязан уделить внимание к подготовке сотрудника к каждому направлению работы.
Работники должны иметь возможность оперативно принимать и передавать своим коллегам (руководству) данные о перемещении по маршруту, состоянии груза и иные, что имеют значение при выстраивании логистики. В этих целях перевозчику (его партнерам) необходимо применять эффективные, надежные средства связи и передачи данных.
Даже опытный водитель, строго соблюдающий правила дорожного движения, не всегда может учесть специфику перевозки на заданном участке. Обязанность перевозчика — внимательно изучить маршрут и, если будет необходимо, осуществить дополнительную подготовку водителей к особенностям транспортировки в конкретных условиях.
Данные мероприятия позволят свести к минимуму различные транспортные риски — возникновения простоев, аварийных ситуаций, внеплановой остановки груза на маршруте движения.
Грузоперевозчику важно уделить внимание процедурам, которые составляют работу с грузом на различных этапах организации его перевозки:
Рассмотрим их далее.
Процесс погрузки напрямую влияет на безопасность всех последующих этапов работы с грузами. Низкий уровень его проведения может стать причиной значительных потерь при транспортировке.
Поэтому, этап погрузки должен быть максимально проработанным. Главные его составляющие:
Поскольку это пространство соответствует рабочим местам грузчиков (и других работников, участвующих в указанных операциях), то необходимо, прежде всего, приспособить его для выполнения регулярных действий. То есть, тех, которые составляют постоянный производственный процесс. Это значит, что работники должны иметь возможность выполнять свои функции:
Рабочие места должны соответствовать требованиям по защите окружающей среды и здоровья человека. Необходимо удалить с участка:
Важно, чтобы рабочее пространство на погрузке было в должной мере изолировано от прочих участков производственного процесса — так, чтобы сотрудники других подразделений не создавали препятствий для работы грузчиков.
То есть — тем, которое соответствует характеристикам грузов, с которыми ведется работа. Важно исключить риски выхода из строя критически значимого оборудования (кранов, погрузчиков, подъемников и иных) по причине перегруза либо деформации. При поступлении задач на погрузку новых типов грузов следует правильно оценить, можно ли задействовать для операций с ними имеющееся оборудование. Не исключено, что возникнет необходимость замены механизмов на более производительные.
Главные задачи здесь:
Успешность решения указанных задач зависит от эффективности работы сотрудников на месте погрузки. Во многом она определяется качеством их взаимодействия друг с другом (и коллегами из других подразделений). Повысить отмеченную эффективность помогут:
При необходимости осуществляется подготовка (обучение) сотрудников, не имеющих достаточного опыта выполнения погрузочных работ (либо не знающих специфики их выполнения на конкретном месте). Соответствующая подготовка может производиться как на внеплановой, так и на регулярной основе. В ходе обучения оптимально сделать акцент не на теории, а на практике — обеспечив сотрудникам доступ к оборудованию и приспособлениям, которые впоследствии будут задействоваться ими при выполнении поставленных задач.
Следующий этап — непосредственно транспортировка груза до пункта приемки. Ключевыми условиями его безопасного проведения будут:
В случае обнаружения проблем водителю необходимо:
В целях минимизации потерь не исключен вариант с возвратом ТС на точку погрузки — для того, чтобы требуемая операция была произведена повторно.
Прежде всего — за счет неукоснительного следования ПДД, а также положениям прочих нормативов (например, ДОПОГ). Другая важная задача — текущий контроль над состоянием ТС в ходе движения. Важно уделить внимание проверке состояния ключевых механизмов и узлов ТС, оценке достаточности и свежести горюче-смазочных материалов.
Его можно проводить, синхронизируя с временем остановок для дозаправки, отдыха водителя или на перевалочных пунктах (если они будут). Проверяется качество креплений, выявляются смещения или деформации — с последующим устранением обнаруженных проблем.
Успешность последнего этапа транспортировки груза будет определяться:
Качеством проведения мероприятий, обеспечивающих функциональность места приемки на стороне грузополучателя.
По существу, они будут связаны с решением задач, аналогичных тем, что характеризуют организацию погрузки:
Техническим состоянием, степенью надежности используемых машин и механизмов на стороне грузополучателя.
Качеством организации трудового процесса — в части обеспечения безопасности на рабочих местах, оперативного взаимодействия сотрудников друг с другом.
Специфика решения указанных задач применительно к этапу выгрузки заключается в том, что они могут находиться вне компетенции грузоперевозчика. Сотрудники, оборудование, техника в этом случае будут принадлежать сторонней организации, которая принимает груз.
Перевозчику, таким образом, важно организовать эффективную совместную работу с контрагентом. При необходимости — определить алгоритмы совместного разрешения проблемных ситуаций на различных этапах транспортировки груза.