Негабаритные грузы могут быть востребованы в любом регионе. Перевозчику нужно учесть особенности их транспортировки в труднодоступных местностях.
В общем случае перевозка негабаритных (в терминологии федерального законодательства — крупногабаритных) грузов производится по правилам, единым для всей территории России. Основной действующий норматив — постановление Правительства России от 01.12.2023 № 2060. Он определяет случаи и порядок оформления в Росавтодоре специального разрешения на движение негабаритных ТС — на основании заявления, которое направляется в ведомство через Госуслуги.
Следует учитывать, что если предполагаемый маршрут движения ТС проходит в пределах муниципального района (и не проходит по федеральным, региональным, межмуниципальным дорогам), то заявление может быть подано в бумажном виде в уполномоченный орган муниципальной власти. Данный механизм при этом будет применим, если он предусмотрен законом субъекта РФ (п. 9 Правил по постановлению № 2060).
Таким образом, законодательный порядок получения разрешения на перевозку негабаритных грузов практически не учитывает региональной специфики (исключение — механизм оформления разрешительной документации в рамках муниципальных правил). Однако, такая специфика может иметь место по существу. Рассмотрим, в каких случаях именно.
Ряд субъектов РФ считаются труднодоступными — с той точки зрения, что перевозка грузов туда на автомобилях сопровождается увеличенными издержками в сравнении с доставкой в другие регионы. Иногда — бывает затруднена либо оказывается невозможной, из-за чего приходится выбирать другие виды транспорта.
Традиционно труднодоступными считаются Дальний Восток, Крайний Север, Якутия. Но можно обратить внимание на то, что в целях проведения переписи населения 2020 года (фактически проведена в 2021-м) утверждался официальный список труднодоступных регионов страны — на основании приказа Минэкономразвития России от 27.12.2019 № 855.
В целом, данный перечень соответствует реальному положению дел в части транспортной доступности указанных в нем населенных пунктов. Планируя рейсы через них (или непосредственно туда), перевозчику имеет смысл заранее узнать о состоянии дорог, особенностях климата и других факторах, способных повлиять на организацию грузоперевозки.
Общая проблема труднодоступных регионов — низкое качество дорожного покрытия. В отдельных случаях дороги для автомобилей отсутствуют в принципе. Подобные обстоятельства чаще всего обусловлены:
сложностью рельефа местности — затрудняющего экономически рентабельное строительство качественных дорог;
перепадами температур в разное время года — что вызывает повышенный износ дорожного покрытия;
нестабильностью погодных условий — что препятствует регулярному и качественному обслуживанию либо ремонту дорог.
На практике дорожное покрытие в труднодоступных регионах часто бывает не асфальтовым, а грунтовым. Во многих случаях — рассчитанным только на зимнюю эксплуатацию. Также дороги могут характеризоваться:
извилистостью;
наличием большого количества опасных участков (с резкими поворотами, сменами высоты);
наличием неровностей.
Указанные проблемные моменты — причина выбора способов транспортировки, альтернативных автомобильным грузоперевозкам. В определенных случаях возможно сочетание разных типов инфраструктур.
Если есть возможность полностью (либо частично — на выбранном участке) перевезти негабаритный груз на автомобиле, то для снижения рисков, связанных с региональными особенностями, необходимо:
1. Уделить внимание выбору подходящего типа ТС (и его технической подготовке).
Важно, чтобы автомобиль обладал требуемым уровнем проходимости, запасом хода, ремонтопригодностью — с учетом больших расстояний до штатных пунктов техобслуживания.
2. Проработать маршрут с учетом сезонных особенностей.
В зависимости от времени года, фактическая доступность отдельных участков дорог может быть разной. Погода также сыграет роль: бывает, что сухая дорога превосходно выдерживает большегрузы, но в дождь на ней застревают легкие вездеходы.
3. Обеспечить безопасные условия выполнения работы водителем.
Важно, чтобы он располагал надежными средствами связи, необходимыми запасами воды, продовольствия, медикаментов. Климатические системы грузового авто должны функционировать бесперебойно. На случай поломки — дублироваться портативными решениями (печами, средствами организации ночлега вне кабины).
Сложности доставки груза по автомобильной дороге могут обусловить замену данного варианта перевозки (либо его дополнение):
1. Морским транспортом.
Применительно к труднодоступным регионам России чаще всего задействуются контейнерные маршруты по Северному морскому пути — с последующей перевалкой грузов на железнодорожный либо автомобильный транспорт (реже — авиационный). Такие маршруты могут иметь крайне большую протяженность (например, обеспечивать перевозку груза из Архангельска в порты на Чукотке или Камчатке).
Преимущество контейнерных перевозок — их стандартизованность. Используемые емкости во многих случаях хорошо приспособлены для последующего безопасного размещения на автомобильных либо железнодорожных грузовых платформах.
2. Железнодорожным транспортом.
Главное преимущество железнодорожных магистралей в том, что большинство из них, так или иначе, является частью общефедеральной сети. Поэтому, перевозчику можно быть уверенным в том, что груз в разумные сроки будет доставлен из пункта А в практически любой пункт Б страны, в который проложены рельсы. С высокой вероятностью — без необходимости перевалки. Железные дороги обычно менее чувствительны, чем автомобильные, к климату, перепадам температур, имеют высокую ремонтопригодность.
Вместе с тем, огромные участки на территориях многих российских регионов — тех же Камчатки, Чукотки, на Алтае, в Ненецком АО, достаточно слабо покрыты железными дорогами. Притом, что качество автомобильных магистралей там также бывает не на высоте.
Для качественной логистики важно, чтобы железная дорога в отдаленных регионах подходила к развитому морскому порту. Во многих субъектах данное условие в полной мере соблюдено. Особенно значима интеграция железнодорожного и морского транспорта на Сахалине, который пока что не имеет сухопутного сообщения с материковой частью России.
3. Авиацией.
Главный транспортный самолет страны — ИЛ-76, может перевозить до 60 тонн груза. Взлетает и садится как на асфальте, так и на грунте. В тех регионах, где сухопутные магистрали в дефиците или отсутствуют, транспортник будет главным средством доставки тяжеловесных грузов. Дополнить или заменить его может вертолет Ми-26 с грузоподъемностью 20 тонн.
Объектом транспортировки морским, железнодорожным или авиационным транспортом может быть непосредственно грузовой автомобиль — для дальнейшей организации сухопутных перевозок внутри региона по имеющимся дорогам. Это особый вариант интеграции разных типов транспортных инфраструктур. В рамках данной схемы негабаритный груз может быть погружен отправителем на автомобиль, после чего:
будет произведена его перевозка и перевалка на альтернативный транспорт с последующей доставкой в труднодоступный регион;
будет произведена перевалка на автомобиль, находящийся в труднодоступном регионе (как вариант, перемещенный туда ранее на морской, железнодорожной платформе, самолетом);
груз будет доставлен грузополучателю уже на автомобиле.
Таким образом, начальный и завершающий этап транспортировки негабаритного груза будут производиться на автомобильных ТС — при частичном задействовании альтернативных средств транспорта. Эксплуатация грузовиков потребует наличия оформленных разрешений на крупногабарит, обеспечения соответствия машин стандартам безопасной транспортировки грузов.