Участники рынка грузовых перевозок на регулярной основе используют в своей работе специфическую терминологию. Ознакомимся с нижеследующими ключевыми терминами и понятиями, употребляемыми при реализации сделок по транспортировке товаров и материалов.
Можно выделить специфическую категорию терминов и понятий в грузоперевозках — ту, что соответствует технической составляющей организации перевозки, а также производственной части сделок. Следует, к примеру, знать, что:
«Автотранспортное средство» - транспорт, приводимый в действие механизмом и используемый для транспортировки грузов, людей или же размещенного внутри ТС оборудования.
«Максимальная масса автомобиля» - показатель массы, при котором допустимо движение ТС по дорогам. Выделяют два типа максимальной массы:
«Упаковывание» - совокупность операций, направленных на изготовление того или иного вида упаковки (твердой, мягкой) для перевозимого товара или материала:
Типичные примеры твердых упаковок — контейнер, цистерна, короб, цилиндр. Мягкие упаковки — мешки, пакеты.
К числу терминов, регулярно используемых в качестве юридических (в составе договоров, иной документации), относятся нижеследующие.
«Страхование» - правоотношение, в рамках которого субъект, страхующий риск (то есть, страхователь) создает условия для избегания или снижения экономических последствий наступления риска за счет его перевода на страховую компанию (именуемую страховщиком) при условии выплаты ей страховой премии.
В транспортной сфере распространены:
«Срок доставки» - время, в течение которого товар или материал перемещается перевозчиком из одного места в другое в соответствии с договором (а в отдельных случаях и законом — в том числе на уровне кодексов).
«Количественная приемка» - сверка количественных характеристик фактически привезенного груза (массы, единиц ТМЦ) со сведениями, отраженными в сопроводительной документации (счете-фактуре, накладной). Может проводиться в сроки, утвержденные нормативно либо рекомендованные инструкцией. При наличии расхождений (недостачи — если количества ТМЦ по документам больше, чем по факту) составляется акт об этом.
«Требования к средствам транспорта» - параметры, которым должен соответствовать эксплуатируемый при перевозке груза автомобиль. Классифицируются:
Есть специфические виды требований — обусловленные нетипичными условиями транспортировки ТМЦ (например, касающиеся перемещения скоропортящихся товаров, опасных грузов, тяжеловесных или негабаритных объектов).
«Осмотр грузов с направлением претензии». Он включает две взаимосвязанные процедуры: претензия (адресуемая перевозчику, страховой компании) составляется по факту осмотра и выявления недостатков груза.
Важно, чтобы претензия попадала под условия действующего договора грузополучателя с ее адресатом — страхового, коммерческого. Так, если убыток вследствие ухудшения состояния груза не попадает под страховые случаи, то включается в претензию перевозчику. Примеры нестраховых случаев:
Применяются для обозначения и определения деятельности различных структур власти и управления. В их числе:
Таможенные функции реализуются на нескольких уровнях:
Таможни и посты при этом могут подчиняться как региональным управлениям (РТУ), так и ФТС напрямую. В отношении каждой таможни закреплена определенная территория.
Таможни при этом дополнительно классифицируются:
В первом случае — располагаются на приграничной территории, крупных транспортных узлах (портах, аэропортах, железнодорожных станциях). Во втором — на отдалении от границы, внутри территории страны.
Таможня обязательно имеет статус юридического лица, но таможенный пост — не всегда. Каждому посту присваивается уникальный код (а также название, позволяющее соотнести его деятельность с определенной территорией).
СВХ предназначен для временного (не более 2 месяцев) хранения грузов, которые:
Организация работы склада требует лицензирования, следования большому количеству нормативных требований. Каждому СВХ присваивается собственный номер.