tobbe
ru en
Tobbe
/ Отправка запроса на услуги
/ Термины и понятия в сфере транспортных перевозок

Термины и понятия в сфере транспортных перевозок

Участники рынка грузовых перевозок на регулярной основе используют в своей работе специфическую терминологию. Ознакомимся с нижеследующими ключевыми терминами и понятиями, употребляемыми при реализации сделок по транспортировке товаров и материалов.

Транспортные перевозки

Техническая и производственная терминология

Можно выделить специфическую категорию терминов и понятий в грузоперевозках — ту, что соответствует технической составляющей организации перевозки, а также производственной части сделок. Следует, к примеру, знать, что:

«Автотранспортное средство» - транспорт, приводимый в действие механизмом и используемый для транспортировки грузов, людей или же размещенного внутри ТС оборудования.

«Максимальная масса автомобиля» - показатель массы, при котором допустимо движение ТС по дорогам. Выделяют два типа максимальной массы:

  • общую (когда допустимое значение рассчитывается с грузом или без него);
  • осевую (учитывается только масса, которая передается через ось ТС на дорогу).

«Упаковывание» - совокупность операций, направленных на изготовление того или иного вида упаковки (твердой, мягкой) для перевозимого товара или материала:

  • промышленный дизайн и иные составляющие процедуры разработки упаковки;
  • организация выпуска упаковки на линии.

Типичные примеры твердых упаковок — контейнер, цистерна, короб, цилиндр. Мягкие упаковки — мешки, пакеты.

Юридические термины

К числу терминов, регулярно используемых в качестве юридических (в составе договоров, иной документации), относятся нижеследующие.

«Страхование» - правоотношение, в рамках которого субъект, страхующий риск (то есть, страхователь) создает условия для избегания или снижения экономических последствий наступления риска за счет его перевода на страховую компанию (именуемую страховщиком) при условии выплаты ей страховой премии.

В транспортной сфере распространены:

  • страхование товарно-материальных ценностей на предмет их утраты (вследствие утери, разрушения, хищения) или повреждения (поломки);
  • страхование ответственности страхователя (транспортного предприятия, экспедитора), при котором нанесенный им ущерб (повреждение или утрата груза заказчика) компенсируется страховщиком в соответствии с условиями полиса.

«Срок доставки» - время, в течение которого товар или материал перемещается перевозчиком из одного места в другое в соответствии с договором (а в отдельных случаях и законом — в том числе на уровне кодексов).

«Количественная приемка» - сверка количественных характеристик фактически привезенного груза (массы, единиц ТМЦ) со сведениями, отраженными в сопроводительной документации (счете-фактуре, накладной). Может проводиться в сроки, утвержденные нормативно либо рекомендованные инструкцией. При наличии расхождений (недостачи — если количества ТМЦ по документам больше, чем по факту) составляется акт об этом.

«Требования к средствам транспорта» - параметры, которым должен соответствовать эксплуатируемый при перевозке груза автомобиль. Классифицируются:

  • на обязательные (примеры — соответствие экологическим стандартам, критериям прохождения техосмотра, правилам безопасности движения по дорогам);
  • на обязательные с возможностью выбора (пример — использование исправной коробки передач, которая может быть автоматической или ручной);
  • на рекомендованные (например, по использованию определенного типа масла для двигателя).

Есть специфические виды требований — обусловленные нетипичными условиями транспортировки ТМЦ (например, касающиеся перемещения скоропортящихся товаров, опасных грузов, тяжеловесных или негабаритных объектов).

«Осмотр грузов с направлением претензии». Он включает две взаимосвязанные процедуры: претензия (адресуемая перевозчику, страховой компании) составляется по факту осмотра и выявления недостатков груза.

Важно, чтобы претензия попадала под условия действующего договора грузополучателя с ее адресатом — страхового, коммерческого. Так, если убыток вследствие ухудшения состояния груза не попадает под страховые случаи, то включается в претензию перевозчику. Примеры нестраховых случаев:

  • утрата или повреждение ТМЦ в силу слишком долгой доставки;
  • утрата ТМЦ при том, что упаковка не повреждена, как и не нарушена опломбировка;
  • утрата или повреждение ТМЦ вследствие некорректного упаковывания;
  • выявление пересортицы.

Термины публично-правовой сферы

Применяются для обозначения и определения деятельности различных структур власти и управления. В их числе:

  • «таможня» (орган, контролирующий ввоз и вывоз ТМЦ через границу);
  • «таможенный пост» - конкретное место реализации функции таможни на границе.

Таможенные функции реализуются на нескольких уровнях:

  • ФТС (как главного органа управления таможней);
  • региональных управлений;
  • таможен и таможенных постов;
  • складов временного хранения ТМЦ.

Таможни и посты при этом могут подчиняться как региональным управлениям (РТУ), так и ФТС напрямую. В отношении каждой таможни закреплена определенная территория.

Таможни при этом дополнительно классифицируются:

  • на пограничные;
  • на внутренние.

В первом случае — располагаются на приграничной территории, крупных транспортных узлах (портах, аэропортах, железнодорожных станциях). Во втором — на отдалении от границы, внутри территории страны.

Таможня обязательно имеет статус юридического лица, но таможенный пост — не всегда. Каждому посту присваивается уникальный код (а также название, позволяющее соотнести его деятельность с определенной территорией).

СВХ предназначен для временного (не более 2 месяцев) хранения грузов, которые:

  • еще не успели пройти процедуру растаможивания;
  • не были пропущены таможней по тем или иным причинам, предусмотренным законом.

Организация работы склада требует лицензирования, следования большому количеству нормативных требований. Каждому СВХ присваивается собственный номер.

Связаться с нами Все контакты