tobbe
ru en
Tobbe
/ Отправка запроса на услуги
/ Нагрузка на ось грузовика

Нагрузка на ось грузовика

При организации коммерческих перевозок всегда учитывается нагрузка на ось грузовиков и прицепов. Рассмотрим далее, с чем связана важность данного показателя, и как его определить.

Нагрузка на ось грузовика

Цель и способы изменения нагрузок на ось

Нагрузка на ось (технический элемент, соединяющий два колеса, которые расположены друг против друга по бокам автомобиля или прицепа) напрямую влияет на степень его воздействия на автомобильную дорогу. Чем выше соответствующий показатель, тем сильнее автомобиль разрушает своей массой дорожное покрытие.

Законодательно устанавливаются нормативы соответствующей нагрузки, и при их превышении водитель обязан облегчить вес машины. Либо — получить в установленном порядке разрешение на перевозку сверхлимитного груза. Иначе есть риск получения крупных штрафов.

Рассмотрим основные значения лимитов по осевой нагрузке, действующие в России.

  1. Для автомобилей без прицепов:
    • на двух осях — 18 тонн;
    • на трех осях — 25;
    • на четырех — 32;
    • на пяти — 35.
  2. Для автопоездов (прицепных, седельных):
    • на трех осях — 28 тонн;
    • на четырех — 36;
    • на пяти — 40;
    • на шести — 44.

Также российскими нормативами устанавливаются параметры допустимой осевой нагрузки исходя из конкретного вида автодороги, разновидности колес, расположения осей и расстояния между сближенными осями.

В рамках международных перевозок, аналогично, необходимо знать, какие лимиты по осям действуют в странах, по которым будет происходить движение. Иначе будут риски получения высоких штрафов.

Оптимизация нагрузки на ось — в интересах самого автовладельца. При перегрузе есть риски опрокидывания, снижения чувствительности руля, поломки самой оси. Увеличивается тормозной путь, усложняется процесс управления ТС при торможении.

Чтобы определить фактическую нагрузку на оси грузовика (прицепа при наличии), можно:

  1. Разместить автомобиль (с прицепами, если они есть) на пункте весового контроля (где есть возможность поосного измерения массы).
  2. Воспользоваться передвижной техникой, оборудованной средствами контроля над нагрузкой на ось (обычно это специализированный тягач).
  3. Ознакомиться с результатами измерений, произведенных внутренней системой контроля веса — если она есть в автомобиле.

Возможны и альтернативные, и при этом общедоступные методы. В их числе — задействование манометров, которые встраиваются в магистраль управления пневморессорным подвешиванием (на всех осях). При этом требуется корректно соотнести положение стрелки определенному весу. Обязательное условие, при котором возможно применение рассматриваемого способа — наличие пневмоподвески. Стоит при этом учитывать, что на передних осях тягачей ее установка не слишком распространена.

Существуют также датчики специального назначения (которые бывают электронными, механическими), дополняемые контроллерами. Если датчик электронный, то его можно установить в пневмосистему (подобно встраиванию манометра), а затем дождаться отображения данных о нагрузке на экране контроллера, получающего сигнал от датчика. В свою очередь, механический датчик может быть зафиксирован на раме тягача (подвижная тяга — на мосту).

Рассмотренные выше способы — альтернативные стационарному или мобильному весовому контролю, на практике реализовать не всегда возможно по техническим причинам. Как правило, требуется установка дополнительной проводки, проведение длительной и трудоемкой отладки измерений. Соответствующие методы в большей степени подходят для целей внутреннего, производственного контроля весовой нагрузки, а не для обеспечения соблюдения нормативных требований на уровне закона.

Важно своевременно исчислить нагрузки на оси грузовика с прицепом до погрузочно-разгрузочных операций — чтобы избежать рисков перегруза и штрафных санкций. Практическое решение данной задачи требует учета ряда особенностей измерения показателя, о котором идет речь.

Измерение осевой нагрузки: в чем практические сложности?

Ограниченная доступность инструментария для весового контроля (как и наличие затруднений в применении альтернатив) могут образовывать нижеследующие проблемные участки определения нагрузки на ось:

1. Общая масса груза, размещенного на автомобиле (прицепе), распределяется по осям неравномерно.

Практически всегда соблюдается правило: передняя ось принимает наименьшую нагрузку. Например, на автомобиле «Газель» на переднюю ось приходится 1,2 тонны, на заднюю — 2,3 тонны. Распределение нагрузки по осям трехосной машины — бортового «Камаза», следующее:

  • 4,42 тонны — передняя ось;
  • 15,23 тонны — задняя тележка (объединение среднего и заднего мостов).

Есть показатель, именуемый максимальной осевой нагрузкой — под которой понимается нагрузка, что приходится на наиболее нагруженную из осей (тележку). Это очень важный момент, поскольку отражаемый на дорожных знаках лимит по осевой нагрузке отслеживается в отношении каждой из осей. И если максимальное значение какой-либо из них превышает лимит, то машина признается перегруженной — даже если остальные оси имеют нагрузку меньше данного лимита.

2. В случае взвешивания авто в движении погрешность в измерениях может быть ощутимой (особенно выражена она будет, если имеет место движение ТС с изменчивой, неоправданно завышенной скоростью) — до 0,5 тонны на ось.

Как следствие, возможна неприятная ситуация, по которой автотранспортное предприятие, уверенное в законности соблюдения лимитов, получает крупные штрафы по ст. 12.21.1 КоАП РФ за превышение осевой нагрузки — до нескольких сотен тысяч рублей.

Поэтому, точные данные по фактической нагрузке необходимо получать со статических контрольных весов — где погрешность обычно не превышает 50 кг в расчете на ось.

С учетом рассматриваемой особенности важно использовать профессиональные средства и методы измерений. Осуществлять взвешивание машин в специализированных пунктах весового контроля. Те или иные альтернативные методы могут приводить к неточным результатам.

3. Весы могут показывать перегруз вследствие неравномерного распределения перевозимого груза по отдельным осям.

Чтобы снизить вероятность возникновения такой ситуации, имеет смысл задействовать технические решения, обеспечивающие автоматическое перераспределение веса. Либо — обеспечить, как минимум, визуальный контроль размещения товарно-материальных ценностей для оптимизации нагрузки.

Автоперевозчику следует учитывать специфический риск — разности показателей нагрузки на задних осях прицепа. Это может быть обусловлено неисправностью подвески, наклонами на грузовой площадке или чрезмерной массой груза в конкретном месте размещения на прицепе.

Пример расчета нагрузки на ось

Ознакомимся с алгоритмом приблизительного расчета осевой нагрузки на грузовик. Условимся, что:

  • груз перевозится на трехосном тягаче (массой 8 тонн) и соединенном с ним трехосном прицепе (10 тонн);
  • масса груза — 10 тонн.

Всего, таким образом, в связке используется 6 осей.

В данном случае можно использовать общераспространенный метод расчета, при котором нагрузка на прицеп принимается равной 75% от общей массы данного прицепа и размещенного на нем груза. Соответствующая нагрузка составит: (10 + 10) * 0,75 = 15 тонн.

Далее считаем нагрузку на каждую ось прицепа (условившись, что вес распределяется равномерно): 15 / 3 = 5 тонн.

Следующий этап — подсчет нагрузки на ось самого тягача. В данном случае она будет равна 25% от общей массы прицепа и груза, и при этом также добавляется вес самого тягача: (10 + 10) * 0,25 + 8 = 13 тонн.

Чтобы подсчитать нагрузку на каждую из двух задних осей тягача, используем формулу: 13 * 0,75 / 2 = 4,875 тонн. На переднюю — по формуле: 13 — 4,875 * 2 = 3,25 тонн.

Получается, что в части трехосного тягача нагрузка составит:

  • на переднюю ось — 3,25 тонны;
  • на первую заднюю ось — 4,875;
  • на вторую заднюю ось — также 4,875.

Нагрузка на каждую ось прицепа — 5 тонн. Нагрузка на связку тягача и прицепа, в которой присутствует 6 осей (и размещен груз): 3,25 + 4,875 + 4,875 + 5 + 5 + 5 = 28 тонн.

Отметим, что фактические пропорции в распределении веса на оси могут отличаться от расчетных. Это обусловлено особенностями конструкции подвесок, спецификой размещения груза, неровностями на площадке и иными причинами.

Связаться с нами Все контакты