Развитие российской дорожной отрасли во многом ориентировано на европейский опыт: транспортные потоки между странами континента традиционно устойчивы. Это касается и организации движения по платным автомагистралям. Ознакомимся с регулирующими нормами в данной области, действующими в Европе, и сравним их с правилами, принятыми в России.
В соответствии с Директивой 2006/38/ЕС страны Евросоюза, внедряющие систему сборов дорожных платежей, обязываются взимать деньги за проезд транспортных средств с массой более 3,5 тонн в случае, если автомобили перемещаются по маршрутам, входящим в европейскую дорожную сеть TEN-R. При этом, за каждым государством, входящим в ЕС, сохраняется право на организацию взимания платежей в рамках национальных сетей автодорог (в том числе в отношении машин массой, не превышающей 3,5 тонн).
Для справки: ранее действовавшая (до 2006 года) Директива 99/62 предусматривала взимание платежей в ЕС только с автомобилей массой, превышающей 12 тонн.
Страны Евросоюза также наделяются полномочиями по определению правил расходования денежных средств, собранных с автовладельцев, а также по дифференцированию сборов (с учетом дней недели и времени движения ТС, экологических классов автомобилей).
В странах ЕС действует общее правило, по которому плата за проезд по автодорогам не взимается с автомобилей скорой помощи, пожарных, правоохранительных служб, вооруженных сил. Отметим, что в Бельгии аналогичная льгота также действует в отношении сельскохозяйственной техники.
С учетом комбинированного применения общеевропейских (на уровне ЕС) и национальных нормативов в странах Европы сложилось несколько механизмов взимание сборов за движение по дорогам.
В числе наиболее масштабных систем:
Действует с 1993 года в странах Бенилюкса, Дании, Швеции. До 2003 года применялась в Германии.
Система не предусматривает использования технических сложных решений: в целях контроля задействуются виньетки - наклейки, размещаемые на лобовом стекле машины и считываемые на пропуксных пунктах автоматическими системами. Срок действия разрешения на движение — от 1 дня до года (можно оформить на неделю, месяц). Сбор взимается с транспортных средств с массой от 3,5 тонн (сумма дифференцируется исходя из количества осей, а также экологических параметров автомобиля).
Технологические аналоги «Евровиньетт» функционируют также в Латвии и Литве. Примечательная альтернатива виньеткам действует в Норвегии: там автомобили идентифицируются по номерным знакам: системы на пропускных пунктах, считывая номера, списывают денежные средства за проезд со счета, к которому привязан автомобиль.
Функционирует в ФРГ с 2005 года. Ее действие распространено также на Австрию, где система называется TollToGo.
Платформа предусматривает уплату сборов грузовиками массой от 12 тонн, которые перемещаются по федеральным автобанам (и иным трассам федерального подчинения). Сборы дифференцируются в привязке к количеству мостов ТС и экологическим параметрам.
Важно: готовятся изменения в законодательстве ФРГ о взимании дорожных сборов на федеральных автомагистралях и дорогах. В соответствии с ними рассматривается возможность введения дорожных сборов:
Ожидается освобождение от сбора за движение машин массой 3,5 тонн и более ремесленников и аналогичных малых предприятий.
Система Toll Collect применяет средства спутникового геопозиционирования. Когда грузовик начинает движение, через GPS определяются его координаты на местности, а также устанавливается, является ли данный участок платным или нет. Если дорога платная, то сведения о движении машины передаются в расчетный центр системы, и в ней производятся необходимые калькуляции в целях корректного списания (начисления) денежных средств в счет оплаты проезда.
Стоит отметить, что оплата проезда в Toll Collect организована с применением высокотехнологичных автоматизированных систем, и потому весьма эффективна. Терминалы оплаты практически исключены из оборота. Если клиенту удобнее платить за проезд через Toll Collect вручную, то в этих целях можно задействовать специальное мобильное приложение.
Сейчас порядка 99% дорожных сборов переводятся в пользу оператора германской системы посредством автоматических расчетов на бортовых устройствах (OBU). Важно, что эти устройства предоставляются автовладельцам бесплатно (устанавливаются в специализированных сервисных центрах). Источником денежных средств может быть банковская или заправочная карта. Можно зачислять средства на счета в системе напрямую.
Отметим, что Toll Collect с технической точки зрения — достаточно близкий аналог российской системы «Платон», в которой расчет оплаты также производится на основании спутникового мониторинга движения автомобилей (и используются бортовые устройства).
Внедрены во многих странах Южной Европы, предусматривают взимание сбора со всех типов ТС — начиная от мотоциклов. Въезд на платные магистрали происходит через шлагбаум при условии оплаты. Размер сборов определяется контрактами между частными операторами и государственными структурами (и не предусматривает дифференцирования по экологическим параметрам).
Примечателен опыт взимания оплаты за движение по дорогам в Беларуси. Там также есть сети платных магистралей, и для перемещения по ним необходимо вносить платежи через систему BelToll в случае, если автомобиль:
С 2023 года владельцы ТС первого типа — с массой до 3,5 тонн и не из ЕАЭС, могут оплачивать проезд по белорусским магистралям с помощью электронных виньеток (покупаются сроком на 15, 30 календарных дней или на 1 год). Ранее действовала возможность применять на указанных машинах бортовые устройства — которые теперь доступны только для владельцев более грузоподъемных машин.
Стоит отметить, что европейские системы не учитывают фактическую массу перевозимых грузов при расчете тарифов за проезд.
Взимание денежных средств с автовладельцев может быть осуществлено не только в виде сборов через специализированные системы, но также в форме различных платежей в пользу бюджета государства. Типичная разновидность таких платежей — транспортный налог. В отдельных странах Европы он начисляется по принципам, определенным национальным законодательством.
Так, в ФРГ транспортный налог на грузовики привязывается к максимально допустимой массе транспортного средства. Ставка привязывается к каждым 200 кг массы. Она составляет:
Если масса грузовика превышает 3,5 тонн, то применяется ставка на 200 кг в размере 11,25 в отношении первых 2 тонн массы. Начиная от 2 тонн каждые 200 кг облагаются налогом по ставке 12,02 евро.
Во многих странах Европы при расчете налога также учитываются выбросы углекислого газа. В Германии автовладельцы платят 2 евро за 1 грамм выбросов в атмосферу, если машина выделяет более 95 грамм CO2 на 1 км движения. Во Франции нижняя граница — 130 грамм.
Существуют специфические национальные правила начисления транспортного налога:
Другой элемент налогообложения автомобилистов — акцизы. Это разновидность сбора в государственный бюджет, включаемый в стоимость товара (по аналогии, к примеру, с НДС), регулярно приобретаемого автовладельцами. В данном случае — топлива. В Европе доля акциза в цене бензина существенна, например, в Германии — более 50%. В России показатель составляет (в 2023 году) порядка 20%.
В России транспортный налог привязывается строго к мощности двигателя автомобиля. Ставки зависят от типа ТС. В отношении автотранспортных средств минимальные ставки установлены для легковых машин мощностью до 100 л.с (2,5 рубля на 1 л.с.), максимальные — для грузовиков мощностью свыше 250 л.с (8,5 рублей). Акцизы на бензин в России устанавливаются в расчете на 1 тонну топлива. В 2023 году ставка составляет 14 345 рублей за тонну бензина класса 5, а также 9 938 рублей за тонну дизельного топлива.
Российские стандарты взимания платы за движение по дорогам базируются преимущественно на покилометровом принципе (с некоторыми исключениями). Фактически в РФ работают два технологических механизма сборов:
Данные механизмы строго обособлены друг от друга. В рамках «Платона» сборы взимаются только в случае движения автомобиля по бесплатным федеральным магистралям. Если ТС въезжает на платный участок, то относящееся к нему расстояние, пройденное автомобилем, не тарифицируется в «Платоне».
Отметим, что в российских системах взимания сборов за движение по дорогам вес груза также не учитывается. В расчет берутся характеристики автомобилей в части количества осей, экологического класса и иных параметров.
Система была введена в эксплуатацию в ноябре 2015 года. Вскоре именно сборы в «Платоне» стали основным финансовым бременем для владельцев большегрузных машин — наряду с транспортным налогом, акцизами и, в необходимых случаях, сборами за проезд по платным дорогам.
Сборы в «Платоне» взимаются с грузовиков c разрешенной максимальной массой более 12 тонн, осуществляющих движение по федеральным магистралям (составляющим порядка 5% от общей длительности автодорог).
Важно: в расчет берется именно разрешенная максимальная масса по ПТС, а не фактическая (к примеру, тягач может весить менее 12 тонн, если движется без прицепа с грузом).
В системе «Платон» с момента ее внедрения зарегистрировано более 1,79 млн. транспортных средств. За счет поступающих сборов финансируется ремонт автодорог (всего отремонтировано около 1100 км магистралей).
В основе функционирования системы — применение бортовых устройств, прикрепляемых к лобовому стеклу машины и питающихся от прикуривателя. Фактическая уплата сборов возможна посредством:
Обязательное условие легального движения грузовика по федеральным трассам, предусматривающего оплату через «Платон» - регистрация транспортного средства в системе. Данную процедуру можно произвести на сайте разработчика или на пункте приема платежей непосредственно на трассе. При регистрации в систему вносятся данные по ПТС автомобиля — на основании которых определяется разрешенная максимальная масса грузовика.
Для получения бортового устройства в целях учета движения ТС также необходимо произвести регистрацию в установленном порядке, а также заключить с оператором «Платона» договор на оказание услуг. После регистрации можно вносить денежные средства на счет, к которому привязано рассматриваемое устройство — чтобы автоматизировать расчеты. Средства будут списываться автоматически исходя из расстояния, фактически пройденного грузовиком по федеральной бесплатной магистрали.
Мониторинг движения автомобиля осуществляется через спутниковые системы ГЛОНАСС и GPS — подобно тому, как это реализовано в немецкой системе Toll Collect.
Оплата в рамках «Платона», так или иначе, производится за каждый километр пройденного грузовиком пути. С 1 февраля 2023 года тариф составляет 2,84 рубля за 1 километр пробега по федеральной магистрали. С 1 февраля 2024 года прогнозный показатель — 2,99 рубля за километр. Он может быть пересмотрен после опубликования Росстатом индекса инфляции за 2023 год. Фактическую ставку Роставтодор опубликует в период с 10 по 20 января 2024 года.
Платные дороги в России есть и федеральные и региональные. В основном такие трассы располагаются в центральных и западных частях европейской части страны — например, в Московской, Ленинградской, Тверской, Псковской, Липецкой областях. Всего в России не так много платных дорог — менее 2 тыс. километров (из более, чем 1,5 миллиона от общей протяженности автодорог общего пользования). Тем не менее, они берут на себя значительный трафик и играют важную роль в междугороднем и региональном транспортном сообщении.
Платные участки при этом могут иметь как значительную протяженность, так и явяться достаточно короткими. Так, например, трасса М11 «Нева» (длительностью 610 км), соединяет два крупнейших российских города — Москву и Санкт-Петербург. Гораздо менее длительный маршрут по мостам через Каму и Буй в Удмуртии (15 км) связывает ключевые транспортные артерии региона. Внутри города Рязань есть платный путепровод, который позволяет организовывать движение между отдельными микрорайонами города.
Платная дорога, как предполагается, должна образовывать существенно более комфортные условия движения в сравнении с бесплатной. Являться более скоростной, характеризоваться наличием условий для пониженного износа шин и иных узлов автомобилей. Как мы уже отметили выше, по общему правилу у платной дороги должна быть бесплатная альтернатива. Из него есть исключение — применяемое в районах Крайнего Севера. Там разрешено строить безальтернативные платные магистрали, но плату за движение по ним правомерно взимать только с грузовиков.
Как и в случае с европейскими нормативами, освобождены от сборов за платную дорогу автомобили спецслужб, «Почты России», городской транспорт (но не такси, и не междугородние автобусы). Владелец платной автодороги при этом вправе определять дополнительные категории льготников.
В отличие от «Платона», сбор за движение по платной дороге не всегда бывает привязан к 1 километру пути. Он может быть рассчитан для конкретной магистрали (участка). Протяженность маршрута при этом не всегда напрямую влияет на цену: учитывается расположение точек въезда на платный участок и выезда с него, время суток и недели. Расценки также дифференцируются исходя из типа автомобиля, его высоты, количества осей. В случае с платными мостами берется фиксированная плата за проезд.
При этом, законодательно установлена максимальная стоимость тарификации пробега по платным магистралям в расчете на 1 км. Так, например, в отношении машин высотой не более 2 метров установлены лимиты (с 1 марта 2023 года):
Точную стоимость проезда по интересующему участку можно узнать на сайте «Автодора» - государственной компании, организующей сбор платы за движение по дорогам.
Технически оплата проезда по российским магистралям реализована по трем основным схемам:
Важный нюанс: транспондер приобретается за счет автовладельца. Данное устройство необходимо зарегистрировать в установленном порядке. Многие операторы автомагистралей предоставляют скидки в случае использования транспондера (и внесения предоплаты в требуемой сумме).
Следует отдельно остановиться на штрафных санкциях, применяемых к автомобилистам в случае нарушения правил платного движения по дорогам. Величина соответствующих сборов в Европе крайне значительна — например, в ФРГ штрафы за нарушения в эксплуатации системы Toll Collect могут достигать нескольких сотен евро. Столь же внушительны финансовые санкции в Великобритании и многих других западноевропейских странах.
В России, как мы уже знаем, действует два основных механизма взимания денежных средств за движение по дорогам - «Платон» и сборы за проезд по платным магистралям. В отношении нарушителей в обоих случаях действуют специальные штрафы, определенные положениями КоАП РФ.
За несоблюдение требований законодательства о применении системы «платон» предусмотрены (ст. 12.21.3 КоАП РФ):
Нарушитель при этом освобождается от ответственности, если одновременно соблюдено два условия:
Если нарушение было зафиксировано специальными техническими средствами (фото, видеокамерами) два и более раза в течение суток после момента первой фиксации нарушения, то собственник ТС не привлекается к ответственности за второй (и последующие случаи) в течение суток после обнаружения первого нарушения.
В отношении нарушения норм законодательства о платных дорогах также предусмотрены штрафы (по ст. 12.21.4 КоАП РФ). За неисполнение обязанности по внесению платы за проезд по платной дороге взимается штраф в размере:
При этом, если нарушитель в течение 20 дней со дня накладывания штрафа фактически оплатил задолженность по проезду, то финансовая санкция аннулируется. Как и в случае с «Платоном», штрафы за второе (и последующее нарушения) не налагаются в течение суток после обнаружения первого нарушения при применении средств автоматической фиксации перемещения автомобилей.
Каковы перспективы развития платных дорог в России? В среде экспертов на этот счет распространены тезисы о том, что:
Выделяются следующие аргументы за дальнейшее развитие (и сохранение востребованности) платных дорог в России:
Соответственно, при движении по платным дорогам:
Уменьшение технических и экономических издержек повышает привлекательность платных магистралей, прежде всего, для водителей коммерческих автомобилей. С учетом того, что система «Платон» на платных дорогах «отключается», движение по магистралям соответствующего типа для грузовиков может быть заметно предпочтительнее перемещения по бесплатным федеральным трассам.
Данное обстоятельство, опять же, способствует оперативности перемещения по трассе, снижает риски возникновения нештатных ситуаций.
На многих участках платных магистралей можно безопасно припарковать автомобиль, обеспечить его необходимое техническое обслуживание. На современных платных трассах появляется все больше ресторанов, кафе, гостиниц, магазинов. По пути можно воспользоваться их услугами в необходимом объеме (и не тратить время на поиск нужного товара или сервиса в целевых или промежуточных населенных пунктах).
Таким образом, сбор за проезд по платной автодороге может значительно окупить себя за счет:
Вместе с тем, в экспертной среде озвучиваются следующие критические тезисы применительно к развитию платных автомагистралей в России:
Соответственно, по мнению экспертов, справедливо в первую очередь улучшить их техническое состояние, и только при этом условии можно взимать сборы за движение грузовиков.
Так или иначе, объемы ввода новых платных российских автодорог растут. «Автодор» анонсировал строительство новых скоростных автодорог до морских курортов России. В 2023 году запланировано открытие новых участков трассы М-12, благодаря чему из столицы России до Казани можно будет добраться за 6,5 часов. В начале сентября 2023 года был запущен участок указанной трассы от Москвы до Арзамаса в Нижегородской области (общая его длительность — 415 км). Он свяжет сразу несколько регионов — Москву и Московскую область, Владимирскую, Нижегородскую области.
Правомерно говорить о том, что строительство платных автомагистралей в ближайшее время будет одним из лидирующих сегментов дорожного хозяйства страны. Востребованность скоростных маршрутов с высоким качеством покрытия будет сохраняться как со стороны граждан, так и в сегменте коммерческих перевозок.