tobbe
ru en
Tobbe
/ Отправка запроса на услуги
/ Правила перевозки металлических изделий

Правила перевозки металлических изделий

Перевозка изделий из металла регламентируется законодательно. Также при ее осуществлении учитывается сложившаяся отраслевая практика. Ознакомимся с базовыми правилами перевозки металлоконструкций и рассмотрим важные особенности ее организации.

Перевозка металлических изделий

Перевозка изделий из металла: общие правила

При организации перевозки металлических изделий, прежде всего, необходимо учесть, что:

  1. Транспортирование многих видов металлопродукции осуществляется в соответствии с ГОСТами.

    Необходимо применять стандарт ГОСТ 7566-2018 в случае перевозки:

    • горячекатаных, кованых, непрерывнолитых заготовок;
    • плоского, а также сформированного продольной резкой проката;
    • сортового проката;
    • гнутых профилей;
    • проволоки.

    При перевозке стальных труб и соединительных деталей для них, а также гнутых замкнутых сварных профилей используется ГОСТ 10692-2015.

  2. Перевозка металлоконструкций требует исключительно высокой квалификации сопровождающего персонала, поскольку необходимо обеспечить:

    • бережную погрузку и надежную фиксацию изделий;
    • осторожное перемещение груза по выбранному маршрута — при соблюдении скоростного режима и с учетом погодных условий;
    • соответствие типа и габаритов груза характеристикам выбранного транспортного средства;
    • своевременную обработку перевозимых металлоконструкций (отдельных узлов, деталей) антикоррозийными средствами, которые совместимы с конкретным типом материала.

Таким образом, важны реальный опыт поставщика услуг по транспортировке металлоконструкций, а также наличие в достаточной мере подготовленного автопарка.

Виды используемого транспорта

Для перевозки изделий из металла может быть использован любой вид транспорта — автомобильный, воздушный, железнодорожный, водный. Перевозка по дорогам осуществляется:

  • в фургонах, грузовиках с внутренним размещением груза — в случае, если изделия размещены в коробках или ящиках;
  • с использованием бортовых транспортных средств — применительно к длинномерным конструкциям.

С учетом того, насколько велики габариты и масса груза, подбирается подходящий вид транспорта. В случае, если перевозится металлопрокат длиной, превышающей 8 метров, то могут быть применены раздвижные платформы.

В случае транспортирования изделий из металла по железной дороге должны использоваться вагоны с учетом ГОСТ 22235. Если на поезде перевозится листовой прокат, то возможно применение наклонных платформ.

Перевозка металлоконструкций: основные требования

Действующие стандарты (и сложившаяся отраслевая практика) при организации перевозки металлоконструкций предписывают учитывать следующее:

  1. На металлических изделиях должна быть маркировка (с идентификаторами груза в соответствии с документацией), сохраняющая целостность при нахождении груза в любых климатических условиях.

    Требования к транспортной маркировке определены ГОСТ 14192. Если товар поставляется на внешний рынок, то на поверхности изделий маркировку следует выполнять на языке страны получателя груза (либо на английском).

  2. Если груз включает металлоконструкции разной длины, то их следует отсортировать — чтобы затем разместить самые длинные внизу, а короткие сверху.

    Важно, чтобы в случае использования прицепа-роспуска груз не мешал обеспечивать угол 90 градусов между прицепом и кабиной грузовика при повороте.

  3. Если перевозимый груз относится к черным металлам, то его транспортировка осуществляется в упрощенном порядке — достаточно лишь обеспечить применение автомобиля с подходящей вместимостью и грузоподъемностью (а лом допустимо перевозить, не упаковывая).
  4. Груз может быть стандартным либо крупногабаритным.

    В случае, если изделие отнесено к крупногабаритным (длина превышает 20 метров (применительно к автопоезду), ширина — более 2,6 м, высота — более 4 метров), то для его перевозки потребуется оформить разрешение в соответствии с постановлением Правительства России от 01.12.2023 № 2060.

    За нарушение правил перевозки крупногабаритных грузов предусматриваются строгие санкции — как для компаний-перевозчиков (ст. 12.21.1 КоАП РФ), так и для водителей (ст. 12.21.5 Кодекса). Размер штрафа может составить до 400 тыс. рублей.

  5. При погрузочно-разгрузочных работах необходимо:

    • производить действия с грузами на ровной, твердой поверхности;
    • рационально использовать площадь места проведения работ — так, чтобы сохранялась возможность маневрирования грузовых ТС и сопутствующей техники;
    • принимать особые меры предосторожности при погрузке с применением кранов (груз необходимо надежно фиксировать, обеспечить его перемещение без риска опрокидывания на близлежащие объекты).
  6. Можно использовать:

    • в качестве тары — пакеты, поддоны либо ящики из металла или пластика, а также транспортные поддоны (при перевозке железнодорожным транспортом);
    • в качестве упаковки — обвязку, специальную тарную ткань, различные нетканые материалы, бумагу, пленки из синтетики, листовые материалы из стали и пластика.

    При этом, если применяется обвязка, то она также должна соответствовать стандартам (катанка — ГОСТ 30136, проволока — ГОСТ 3282, стальная лента — ГОСТ 3560 и 6009). Если обвязка производится автоматическим способом, то ее можно производить в один оборот, а если вручную — как минимум, в два-три.

  7. Рекомендуется:

    • укладывать стальной прокат, швеллеры, уголки в штабеля (а затем располагать на подкладках из древесины);
    • листовой алюминий — транспортировать на деревянных подкладках;
    • осуществлять перевозку плоских сеток в пакетах (в связанном виде);
    • перевозить металлические канаты в намотанном на барабаны виде (или в скрученном подходящим способом);
    • крепежные элементы размещать в отдельной таре;
    • электроды изолировать бумагой (а затем помещать в подходящую тару).

    Если перевозится сварная проволока, то ее следует размещать в ящиках, которые изолированы от внешней среды бумагой, устойчивой к влаге.

    Элементы скрепления груза, размещаемого на поддонах, не должны использоваться в целях строповки.

  8. В случае перевозки груза на Крайний Север и приравненные к нему регионы, упаковка производится с учетом ГОСТ 15846 — если того потребует заказчик.

    Также по требованию заказчика могут быть произведена защита груза посредством нанесения консервационных средств на поверхность металлопродукции.

  9. Для каждой партии изделий, что отгружается контрагенту, оформляется документ со сведениями о качестве (по номенклатуре, что приведена в приложении Б к ГОСТ 7566-2018).

    Конкретный тип документа оговаривается с заказчиком (а если этого не сделано, то подбирается поставщиком). Допускается при транспортировке одному и тому же получателю нескольких партий изделий из металла, загружаемых в одно ТС, оформлять один документ по качеству, который включает необходимые сведения по каждой из партий.

Особенности документального сопровождения груза рассмотрим более подробно.

Документы для перевозки металлоконструкций

В числе ключевых:

  1. Товарные накладные (универсальная форма М-15 или другая, утвержденная руководителем компании-перевозчика).

    В накладной фиксируются сведения о грузе (название, стоимость, количественные показатели), реквизиты контракта на перевозку, стоимость всей перевозки (с выделением НДС, если он применяется), данные об участниках сделки.

    Накладная составляется в двух экземплярах и заверяется представителями сторон сделки. Но если в реализации доставки участвует третья сторона — то для нее также формируется экземпляр.

  2. Счет-фактура (по форме, утвержденной постановлением № 1137) для заполнения отчетности и оформления вычетов по НДС.

  3. Акт о выполнении работ по перевозке (универсальная форма — КС-2 или та, что утверждена предприятием).

  4. Путевые листы, на основании которых осуществляется перевозка (если на грузовике, то может быть применена форма № 4-п).

    Следует учитывать, что путевой лист (независимо от используемой формы бланка) должен содержать реквизиты, утвержденные приказом Минтранса России от 28.09.2022 № 390.

Перевозка труб: на что обратить внимание?

Применительно к стальным и чугунным трубам, а также соединительным деталям для них предписывается (в соответствии с отдельным ГОСТом) следующее:

  1. В случае перевозки труб водным транспортом:

    • нельзя допускать контакта груза с трюмной водой или же забортной водой;
    • требуется дополнительная увязка пакетов труб катанкой либо проволокой с диаметром от 5 мм (при ручной скрутке — в 3 оборота и больше, машинной — в 2 и больше).
  2. В случае использования авиационного транспорта разрешается перевозка исключительно в пакетах, ящиках либо контейнерах, имеющих крышку.

  3. При упаковке труб в ящики — надежно фиксировать их, чтобы они не передвигались внутри ящиков при движении транспорта.

  4. Обеспечивать размещение труб на одном грузовом месте массой не более 10 тонн (если иного не оговорено с заказчиком).

  5. При упаковке соединительных деталей — учитывать требования ГОСТ 23170.

  6. При ручной погрузке труб масса одного грузового места не должна превышать 80 кг, при автоматизированной — 5 тонн.

  7. Если трубы чугунные, то необходимо защитить их от контакта друг с другом (и иными металлическими либо каменными изделиями).

  8. Если диаметр трубы равен 15,9 см или больше, то они должны размещаться поштучно. При согласовании с заказчиком можно также поштучно размещать металлоконструкции с диаметром от 11,4 см.

  9. Соединительные элементы трубных конструкций необходимо помещать в подходящую тару, а затем грузить ее рядами (каждый из которых должен иметь вес в пределах 40 кг).

Также требуется:

  • применять маркировку на основании ГОСТ 14192 при упаковке труб в ящики, контейнеры либо поддоны;
  • применять ГОСТ 15150 при оценке воздействия климатических условий на процесс транспортировки.

Независимо от вида транспорта, используемого для перевозки труб, рекомендуется:

  • не допускать перемещение груза внутри транспортного отсека;
  • сводить к минимуму воздействие агрессивных сред на груз;
  • использовать консервационные покрытия для сохранения поверхности от атмосферной коррозии;
  • равномерно распределять грузы по отсеку.

В случае, если диаметр трубы из стали не превышает 12 см, а толщина стенки — не более 3 мм, то транспортировку можно осуществлять с применением решеток либо жесткой тары, обеспечивающей защиту груза от внешнего воздействия. В случае использования подходящей тары допускается размещение нескольких обособленных друг от друга упаковок труб с отличающимися габаритами (либо произведенных из разных марок металла).

Полезные рекомендации

Полезно также обратить внимание на следующие нюансы:

  1. Непосредственно перед началом работ, связанных с транспортировкой металлоконструкций, водители и грузчики проходят инструктаж по технике безопасного обращения с изделиями из металла.
  2. В процессе погрузки либо разгрузки конструкций водителю следует находиться вне кабины транспортного средства (а сами грузы не должны перемещаться над кабиной — в случае применения крановой техники).
  3. Для защиты кабины автомобиля от возможного повреждения грузом в передней области кузова следует размещать прочный стальной лист.
  4. При перевозке труб допускается использование комбинированной тары подходящей вместимости — изготовленной из пластиковых и бумажных элементов с присутствующими армирующими вставками для придания таре необходимой жесткости.
  5. Если перевозятся гнутые трубы (либо отводы), то на их концах необходимо разместить заглушки в целях защиты от попадания осадков и иных посторонних веществ внутрь изделия.

Следует не допускать размещения груза, не упакованного должным образом в тару (или не размещенных на поддонах), непосредственно на грунт. Нельзя перемещать металлоконструкции волоком, сбрасывать с высоты, осуществлять зацепление за поверхность изделий.

Связаться с нами Все контакты