Модульные постройки бывают разных типов. Есть конструкции, в основе которых — целостные элементы с большими габаритами. Есть сооружения, собираемые из деталей сравнительно небольших размеров. С учетом характеристик конкретного типа здания для его перевозки подбирается оптимальный тип транспорта, формируется маршрут, а при необходимости — составляются разрешительные документы.
Основные характеристики модульного здания, учитываемые при организации его доставки:
Если здание представляет собой целостную (преимущественно неразборную) конструкцию, то порядок его перемещения между объектами будет отличаться от того случая, когда происходит транспортировка при частичном или полном разделении элементов.
На практике модульные конструкции могут иметь разную конфигурацию. Рассмотрим примеры наиболее распространенных.
Как правило, здесь применяются блок-контейнеры, в которых в соответствии со стандартом смонтировано оборудование, а также произведена отделка. Конструкция готова к оперативному началу эксплуатации на площадке: время и трудозатраты на сборку (подключение к коммуникациям, настройку оборудования) в данном случае минимальны.
Вместе с тем, если говорить непосредственно о доставке такого сооружения, то нужно учитывать, что:
Малогабаритные компоненты могут использоваться в составе разных частей здания — каркаса, стен, фасада, лестниц и прочих. В данном случае наблюдается обратная ситуация, при которой:
Стоит при этом учитывать, что транспортировка может потребовать организации увеличенного числа рейсов (что определяется, прежде всего, грузоподъемностью располагаемых автомобилей, а также размерами площадок для погрузки и разгрузки). Кроме того, во многих случаях важно соблюдение графика доставки определенных типов компонентов — используемых на конкретном этапе сборки здания. Если отклониться от этого графика или допустить недокомплект по деталям, то производственные процессы на целевой площадке приостановятся.
Они могут быть разными по структуре, но если говорить о наиболее часто используемых, то можно привести в пример разборные блок-контейнеры. Он будет состоять из небольшого количества частей, что облегчает сборку, погрузку, разгрузку, выбор машин и маршрута для перевозки.
Таким образом, разборные модульные здания перемещать проще, чем целые — однако, слишком большое число малогабаритных элементов в конструкции затрудняет как транспортировку, так и процедуру сборки. Целое сооружение потребует использования автомобилей с увеличенными габаритами и грузоподъемностью, и во многих случаях — оформления разрешений.
В случае, если элементы модульного здания изготавливаются в непосредственной близости от площадки для его эксплуатации, то издержки на его сборку и транспортировку будут сведены к минимуму. Но если это условие не соблюдено, то заказчику и исполнителю услуг по перевозке конструкций необходимо детально проработать порядок перевозки с учетом параметров груза, располагаемых ТС и характеристик дорожной инфраструктуры.
На практике для перевозки модульных зданий чаще всего применяются автомобили и железнодорожные составы. Рассмотрим особенности их практического использования.
Основные задачи, решаемые при организации перевозки на автомобильном транспорте:
Так, перевозка без разрешения на автопоезде возможна, если соблюдены ограничения по длине ТС — 20 м, ширине — 2,55 м, высоте — 4 м. Важно, таким образом, чтобы модули здания получилось разместить на транспорте, что соответствует указанным нормативным пределам.
Превышение грузом нормативов по длине, ширине, высоте — факторы увеличения стоимости доставки. Каждый из этих параметров может обусловить рост бюджета на перевозку на 10-30%.
Во многих случаях стандартные (неразборные) заводские блок-контейнеры имеют габариты, оптимально подходящие под указанные ограничения. Однако, перевозчик должен своевременно получить от заказчика данные о размерах груза, чтобы обеспечить использование более грузоподъемных (вместительных) ТС и оформить разрешение (так же как организовать сопровождение спецтранспортом при движении по дорогам общего пользования).
Либо — применить технические решения, позволяющие соблюсти нормативы без ущерба качеству транспортировки. Примеры таких решений:
Можно отметить, что, поскольку высота трала обычно не превышает 92 см, на нем возможно размещение груза с высотой в пределах 3,14 метров — и это не потребует оформления разрешений.
Железнодорожные грузовые платформы более вместительны в сравнении с автомобильным транспортом (стандартные ограничения по ширине груза — 3,25 м, высоте — 2,6 м). Вместе с тем есть много особенностей размещения груза, и если их не учесть, то можно понести значительные издержки по оплате услуг перевозчика.
Так, следует знать, что груз на железнодорожной платформе размещается не в прямоугольной области («в коробке», как в фургоне), а трапециевидно («пирамидой»). Соответственно, пределы боковых граней (в верхней части — уменьшенных в сравнении с основанием), а также степень их превышения (увеличивающего стоимость доставки) будут определяться иначе. Размер превышения в данном случае напрямую зависит от характеристик модульных конструкций. Если их производитель учтет пределы нормативов, действующих при размещении груза на железнодорожных платформах, то это поможет существенно снизить стоимость транспортировки.