Международная перевозка грузов требует оформления различных типов сопроводительной документации. В числе наиболее распространенных ее разновидностей — Книжка МДП или Carnet TIR, используемая в соответствии с правилами, которые приняты на уровне ООН. Ознакомимся со спецификой ее применения подробнее.
Carnet TIR («Книжка МДП») - документ, используемый при организации дорожных перевозок по системе МДП (Международных дорожных перевозок) или TIR (Transports Internationaux Routers) в соответствии с Конвенцией МДП, принятой ООН в 1975 году (действует с 1978 года).
Правила МДП устанавливают, что перевозчик из страны, подписавшей Конвенцию, может перевозить товары в другие страны Конвенции на основании документации, признаваемой обоими странами (как и иными, подписавшими Конвенцию). Один из ключевых компонентов такой документации — Книжка МДП.
В каждой стране Конвенции действует организация, отвечающая за организацию оборота Книжек. В России данную функцию выполняет Ассоциация Международных Автомобильных Перевозчиков (АСМАП).
Приказом Минфина России от 24.10.2017 № 159н регламентируется перемещение товаров в соответствии с Конвенцией. При перевозке товаров через российский участок таможенной границы ЕАЭС допускается их перемещение под процедуру транзита с использованием Книжки только в случае, если ввоз осуществлен через пункты пропуска, входящие в перечень (по приложению к приказу № 159н). Всего таких пунктов 53, но их перечень постоянно редактируется. Книжка МДП не используется при перевозке товаров внутри ЕАЭС (то есть, когда в CMR-накладной указана страна-назначения, входящая в ЕАЭС).
Таким образом, при практическом выполнении грузовых операций либо перецепки Книжку можно оформлять:
Пример: при перевозке товара из Армении, входящей в Союз, требуется перемещение по Грузии или Азербайджану, которые не входят в ЕАЭС. Для документирования соответствующей перевозки Книжка МДП в такой ситуации применима.
В случае с Россией подобный сценарий на практике встречается крайне редко. С использованием Carnet TIR груз доставляется до первой таможни в российской юрисдикции. Это может быть:
После прохождения первой российской таможни — первого либо второго типа, TIR закрывается. Чтобы продолжить перевозку груза после закрытия Книжки необходимо формировать транзитные декларации, а также предоставлять в установленном порядке гарантийные обязательства (по уплате пошлин).
С учетом указанных особенностей применения TIR в России перевозчик может столкнуться с рискованной ситуацией — когда после закрытия Книжки на границе декларацию оформить не успевает. На это у него есть всего 3 часа (ст. 151 ТК ЕАЭС). Соответственно, товары, не прошедшие декларирование, перемещаются на склад временного хранения. Дополнительно могут быть издержки:
Ускорить процедуру оформления декларации поможет наличие контактов со специализированным поставщиком услуг по документальному сопровождению международных перевозок.
На основании Конвенции перевозчик, оформивший Книжку МДП, гарантирует уплату таможенных сборов на сумму, не превышающую 60 тыс. евро. Многие грузы стоят дороже, и в целях документирования их транспортировки Книжка уже не подойдет. Понадобится оформить подходящее гарантийное обеспечение. На практике в России в этих целях составляются:
1. Гарантийные поручительства.
Оформляются они перевозчиком — с привлечением услуг страховых компаний. Расходы на поручительство определяются величиной таможенных сборов, а также длительностью маршрута до таможни назначения.
2. Гарантийные сертификаты.
Оформляются они получателем товаров на таможне — при условии предварительной уплаты сборов в установленном размере.
Чтобы точно исчислить размер пошлин к уплате, необходимо заранее знать:
Таможенные платежи состоят из трех компонентов: суммы пошлины по коду ТН ВЭД ЕАЭС, НДС (20%) от стоимости товара вместе с пошлиной, а также сбора за оформление на таможне.
Важно! Гарантии в рамках МДП обеспечивают защиту интересов государственного бюджета, но не самих перевозчиков. В случае повреждения груза или привлечения перевозчика к административной ответственности покрытие убытков будет осуществлять он сам. В целях снижения риска необходимо застраховать груз в частном порядке.
По внешнему виду Книжка МДП представляет собой блокнот, состоящий из:
В составе Книжки может присутствовать 6, 14 либо 16 листов. Цена оформления документа зависит от его объема, поэтому, следует правильно соотносить количество листов в закупаемых Книжках с длительностью маршрута.
В Книжке в установленном порядке фиксируются следующие сведения:
Каждая книжка обладает собственным номером. В его структуре присутствуют 2 латинские буквы и семь цифр.
Для каждой книжки присваивается срок действия, отраженный на обложке в специальном штампе. TIR Carnet можно открыть — в целях документирования перевозки по правилам МДП, только в пределах данного срока.
Выдавать книжки автоперевозчикам управомочена национальная автомобильная ассоциация, имеющая полномочия в рамках Конвенции МДП. В России это Ассоциация международных автомобильных перевозок. В целях получения Книжки необходимо:
Получение Книжки — платная процедура. Необходимо заплатить в национальную ассоциацию страховую премию в размере 12,5 швейцарских франков.
Перевозчики имеют возможность задействовать программу IRU TIR-EPD, которая позволяет держателям Книжек TIR направлять предварительную информацию в национальные таможни. Получив сведения через TIR-EPD, таможенные органы могут быть уверены, что они предоставлены легальным держателем Книжки (и она является действительной). Электронный обмен информацией по соответствующей схеме снижает риски и ускоряет таможенную процедуру.
Получив ЭПИ, таможня назначает перевозке уникальный идентификатор MRN (Movement Reference Number), который перевозчик затем показывает на границе. Логин и пароль для доступа к программе TIR-EPD российский перевозчик может получить в АСМАП по завершении оформления Книжки.
Следует учитывать, что информационная система TIR-EPD может работать только с Книжками МДП. Если используются транзитные декларации, то данная система неприменима.
Следующее примечательное электронное решение — приложение CUTE-Wise, предназначенное для проверки подлинности книжек МДП. Оно обеспечивает функционирование системы SafeTIR, в которой производится отслеживание статуса Книжек. Основной пользователь платформы — таможенные органы, которые заинтересованы в удостоверении подлинности документации, предъявляемой перевозчиками в рамках Конвенции.
Рассмотрим теперь особенности практического применения книжки TIR.
Автоперевозчик осуществляет следующие основные операции с использованием Книжки:
1. Заполнение обложки (до начала перевозки).
Часть данных к моменту вручения Книжки автоперевозчиком уже должна быть внесена национальной ассоциацией (АСМАП, если оформление осуществляется в России). В частности, это срок действия Книжки, сведения об ассоциации, данные об автоперевозчике.
В свою очередь, сам перевозчик отражает:
2. Заполнение грузового манифеста (до начала перевозки).
Здесь перевозчик отражает сведения:
3. Заполнение отрывных листов — в соответствии с последовательностью прохождения таможенных постов в рамках маршрута.
По факту использования каждой пары листов (белого, зеленого) водитель оставляет у себя корешки. Факт заполнения первого (белого) листа означает открытие Книжки (начало процедуры НДП при прохождении национального таможенного контроля). Факт заполнения второго (зеленого) — закрытие (завершение МДП, выход из-под соответствующего таможенного контроля).
Для прохождения национальной таможенной зоны используется, таким образом, 2 отрывных листа — белый, зеленый. Выйти из таможенной зоны с открытой Книжкой недопустимо.
Важно! В открытой Книжке всегда нечетное число корешков, а в закрытом документе — четное. Открытие привязывается к таможенным процедурам по правилам МДП, а не к моменту начала и завершения движения груза по маршруту. В рамках соответствующего маршрута могут производиться в том числе процедуры вне Конвенции — и в этом случае используются не Книжки, а другие документы.
Ознакомимся с примером практических операций с отрывными листами Книжки:
1. Перевозчик, следуя из Германии в Россию (в Калининградскую область) через Польшу, открывает Книжку (отрывается первый лист, белый) на польской границе, проходит процедуру национального таможенного контроля по НДП.
Производится опломбирование. По завершении контроля Книжка закрывается (оформляется второй лист, зеленый) процедура завершается.
2. Перевозчик на границе Таможенного Союза (например, в Калининградской области) открывает Книжку в очередной раз — отрывается новый белый лист.
3. На первой таможне назначения в Калининградской области процедура завершается (зеленый лист).
Но в случае следования груза далее до последующей российской таможни Книжка открывается вновь (белый лист). С учетом рассмотренных выше особенностей применения TIR в ТС, на последней таможне назначения в России осуществляется закрытие Книжки — оформляется зеленый лист. Производится снятие пломб.
4. Использованная книжка передается в АСМАП.
Всего, таким образом, потребуется 3 пары отрывных листов (белого, зеленого):
Важно! Общее количество таможен назначения, которые могут быть отражены в Книжке, не может превышать 3-х. При заполнении TIR нужно учитывать порядок прохождения таможен.
Практическое заполнение книжки можно осуществить:
Первый вариант со временем осваивают многие опытные перевозчики — он позволяет сэкономить на оплате услуг экспедитора. Однако, есть определенные риски и неудобства. В целях заполнения Книжки возникает необходимость во внимательном изучении инвойсов, упаковочных документов, CMR-накладных — на это уходит время. При заполнении документа недопустимы:
Если нужно что-то исправить, то следует вычеркнуть ошибочные данные и добавить правильные при условии удостоверения корректировки таможенным органом.